The Art Newspaper Russia
Поиск

Первая сельская Третьяковка возвращается, на новое место

В Государственном НИИ реставрации восстановили 43 холста из первого в СССР сельского художественного музея

Этапы возвращения к жизни пейзажа Екатерины Зерновой Гурзуф (1960-е)
Этапы возвращения к жизни пейзажа Екатерины Зерновой Гурзуф (1960-е)

Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) вернул в солнечногорский Музейно-выставочный центр «Путевой дворец» 43 картины советских художников. Точнее, так: все эти холсты в ужасном состоянии находились с 2010 года в ГосНИИР, где их восстанавливали, а затем, показав на выставке, передали преемникам Льяловской галереи, закрытой после передачи храма Рождества Пресвятой Богородицы XVII века в живописном имении князей Стародубских на реке Клязьме Русской православной церкви.

Между прочим, Льяловскую галерею не зря называли в народе «малой Третьяковкой» — это ведь был первый на территории СССР сельский художественный музей, открытый 6 февраля 1958 года в колхозном клубе. Созданию провинциальной коллекции мирволило стечение обстоятельств. Клуб Льялова возглавлял тогда Анатолий Глебов, прежде работавший в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова. Среди друзей Глебова было много известных художников.

Нина Зайцева, заведующая отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР, рассказывает, что «по соседству с Льяловом находился Дом творчества художников «Сенеж», который называли «северным Гурзуфом».

Сюда съезжались художники со всего Союза. В прекрасно оборудованных мастерских кипела творческая жизнь. В качестве «шефской помощи» многие художники были готовы помочь колхозному клубу в организации выставки…»

С этого и началась жизнь сельского музея. Предложение провести выставку «на селе» Глебов вынес на президиум правления Московского отделения Союза художников. Там к инициативе снизу отнеслись с пониманием.

Тем более что с 1937 года в Льялове простаивала прекрасная церковь, превращенная в колхозный склад и мастерские Хозяйственного управления Совета Министров СССР. В 1951 году храм Рождества Пресвятой Богородицы передали дому отдыха «Морозовка». Здесь и разместились клуб и музей. История музея началась с выставки, открывшейся в Льялове 25 июня 1957 года. Более чем за 30 лет деятельности его экспозиция пополнилась 96 произведениями 43 московских художников.

История «сельской Третьяковки» повторяет извивы исторического развития России — от самого своего открытия, вызванного движением «Искусство в глубинку» (документы комиссии при МОСХе называют передачу картин народным галереям, по примеру Льялова открывавшимся по всей стране, «делом большой политической важности»), вплоть до закрытия в 1991 году, когда храм вернули РПЦ, занявшейся его восстановлением. А владельцем находившегося рядом санатория в Морозовке стало РАО «Газпром».

Уникальная Льяловская коллекция принята в муниципальную собственность города Солнечногорска в 1997 году и поступила в Историко-краеведческий музей, преобразованный в 2006 году в Музейно-выставочный центр «Путевой дворец». Шесть лет картины скитались по чердакам и подвалам, мало приспособленным для хранения живописи, поэтому и поступили на реставрацию в крайне плачевном виде.

«Все полотна явно пережили в течение нескольких лет сильные перепады температуры и влажности, находясь в неотапливаемом помещении, — рассказывает Нина Зайцева. — Они сильно деформированы. Это стало причиной растрескивания красочного слоя и грунта, а также утрат, осыпей красочного слоя. На многих картинах — механические повреждения».

Четыре года понадобилось бригаде реставраторов под руководством Виталия Кузюбердина для исследований и подновления холстов в отделе пропаганды художественного наследия и в отделе станковой масляной живописи ГосНИИР. В его лаборатории с помощью целого комплекса аналитических методов изучены материалы грунта и красочного слоя картин. Теперь, когда перед передачей важнейшей части коллекции бывшего Льяловского музея правопреемникам из Путевого дворца 43 картины вновь входящих в моду классиков соцреализма выставили в «ямщиковском» особняке на улице Бурденко, д. 23, отчетливо видно, что работа проделана большая: полотна обрели первозданное очарование.

Материалы по теме
Просмотры: 2350
Популярные материалы
1
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
2
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
3
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
4
Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF
В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019.
19 апреля 2019
5
В Москве пройдет I Международный саммит коллекционеров
Первым крупным событием нового проекта Cube станет конференция Cube.Collectors — она состоится 23 апреля и будет посвящена анализу перспектив развития арт-рынка.
22 апреля 2019
6
Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов
Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку.
19 апреля 2019
7
Вим Дельвуа примет участие в конкурсе на строительство нового шпиля Нотр-Дам-де-Пари
Бельгийский художник, известный своими скульптурами в стиле готики, уже работает над проектом реконструкции пострадавшего от пожара кафедрального собора.
19 апреля 2019
8
«Инновация» переезжает в Нижний Новгород. Возможно, навсегда
Объявлены дата и место проведения церемонии награждения лауреатов Государственной премии в области современного искусства «Инновация» — 29 июня, Нижний Новгород.
18 апреля 2019
9
«Мы используем инструменты хирургов и стоматологов»
Специалисты отдела реставрации тканей Государственного исторического музея Анна Мамонова и Юлия Матвеева рассказали о специфике своей работы и о том, почему им проще иметь дело со старинным текстилем, нежели с современным.
18 апреля 2019
10
Вима Дельвуа чествуют на его родине в Бельгии
Ретроспектива одного из самых известных сегодня в мире бельгийских художников в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе включает не только знаменитые серии работ, но и новые произведения — как обычно, провокационные и парадоксальные.
18 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru