Первая сельская Третьяковка возвращается, на новое место

№32, апрель 2015
№32
Материал из газеты

В Государственном НИИ реставрации восстановили 43 холста из первого в СССР сельского художественного музея

Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) вернул в солнечногорский Музейно-выставочный центр «Путевой дворец» 43 картины советских художников. Точнее, так: все эти холсты в ужасном состоянии находились с 2010 года в ГосНИИР, где их восстанавливали, а затем, показав на выставке, передали преемникам Льяловской галереи, закрытой после передачи храма Рождества Пресвятой Богородицы XVII века в живописном имении князей Стародубских на реке Клязьме Русской православной церкви.

Справка

Нина Зайцева

Заведующая отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР

Плачевное состояние хорошо видно как раз на примере картины Екатерины Зерновой Гурзуф. Холст деформирован от ослабленного натяжения. В верхней левой части картины он местами был приклеен к планке подрамника, что стало причиной дополнительной сильной волнообразной деформации. Разрыв холста когда-то был заделан на обороте при помощи бумажной заплаты на клее БФ. Заплата и затвердевший клей реставратором удалялись механически скальпелем, после чего края разрыва были склеены встык. Реставратором Галиной Фединой картина была дублирована на новый холст и натянута на новый подрамник.

Еще…

Между прочим, Льяловскую галерею не зря называли в народе «малой Третьяковкой» — это ведь был первый на территории СССР сельский художественный музей, открытый 6 февраля 1958 года в колхозном клубе. Созданию провинциальной коллекции мирволило стечение обстоятельств. Клуб Льялова возглавлял тогда Анатолий Глебов, прежде работавший в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова. Среди друзей Глебова было много известных художников.

Нина Зайцева, заведующая отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР, рассказывает, что «по соседству с Льяловом находился Дом творчества художников «Сенеж», который называли «северным Гурзуфом».Сюда съезжались художники со всего Союза. В прекрасно оборудованных мастерских кипела творческая жизнь. В качестве «шефской помощи» многие художники были готовы помочь колхозному клубу в организации выставки…»

С этого и началась жизнь сельского музея. Предложение провести выставку «на селе» Глебов вынес на президиум правления Московского отделения Союза художников. Там к инициативе снизу отнеслись с пониманием.Тем более что с 1937 года в Льялове простаивала прекрасная церковь, превращенная в колхозный склад и мастерские Хозяйственного управления Совета Министров СССР. В 1951 году храм Рождества Пресвятой Богородицы передали дому отдыха «Морозовка». Здесь и разместились клуб и музей. История музея началась с выставки, открывшейся в Льялове 25 июня 1957 года. Более чем за 30 лет деятельности его экспозиция пополнилась 96 произведениями 43 московских художников.

История «сельской Третьяковки» повторяет извивы исторического развития России — от самого своего открытия, вызванного движением «Искусство в глубинку» (документы комиссии при МОСХе называют передачу картин народным галереям, по примеру Льялова открывавшимся по всей стране, «делом большой политической важности»), вплоть до закрытия в 1991 году, когда храм вернули РПЦ, занявшейся его восстановлением. А владельцем находившегося рядом санатория в Морозовке стало РАО «Газпром».

Уникальная Льяловская коллекция принята в муниципальную собственность города Солнечногорска в 1997 году и поступила в Историко-краеведческий музей, преобразованный в 2006 году в Музейно-выставочный центр «Путевой дворец». Шесть лет картины скитались по чердакам и подвалам, мало приспособленным для хранения живописи, поэтому и поступили на реставрацию в крайне плачевном виде.

«Все полотна явно пережили в течение нескольких лет сильные перепады температуры и влажности, находясь в неотапливаемом помещении, — рассказывает Нина Зайцева. — Они сильно деформированы. Это стало причиной растрескивания красочного слоя и грунта, а также утрат, осыпей красочного слоя. На многих картинах — механические повреждения».

Четыре года понадобилось бригаде реставраторов под руководством Виталия Кузюбердина для исследований и подновления холстов в отделе пропаганды художественного наследия и в отделе станковой масляной живописи ГосНИИР. В его лаборатории с помощью целого комплекса аналитических методов изучены материалы грунта и красочного слоя картин. Теперь, когда перед передачей важнейшей части коллекции бывшего Льяловского музея правопреемникам из Путевого дворца 43 картины вновь входящих в моду классиков соцреализма выставили в «ямщиковском» особняке на улице Бурденко, д. 23, отчетливо видно, что работа проделана большая: полотна обрели первозданное очарование.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+