The Art Newspaper Russia
Поиск

Советское. На границе жизни и смерти

Ноябрьский номер журнала «Знание — сила» в этом году посвящен музеям, связанным с советским опытом.

Советский опыт, по словам Бориса Гройса, разбирающего смыслы, порождаемые Мавзолеем Ленина, приобретает все более монструозный характер: «Мумия Ленина почитаема и бережно хранится в пирамиде под названием „Мавзолей“. Одновременно музей „Мавзолей“ экспонирует тело Ленина. Речь, безусловно, идет об одной из наиболее удачных экспозиций современной музейной истории в целом… Удивляешься, почему именно этот человек, а не какой-нибудь другой, занял столь выдающееся место».

В статье «Ленин и Линкольн — образы современной смерти» Борис Гройс сравнивает мумию Ленина с говорящей статуей Авраама Линкольна из Диснейленда, которая похожа на зомби, существо, пребывающее на границе жизни и смерти, — возможно, это состояние многих музеев сегодня.

Редкий житель мегаполиса может позволить себе не посещать музей. Уже в школе тебя берут за руку и ведут вместе с пока «такими же, как ты», в Пушкинский смотреть на привозные подлинники Караваджо, а теперь в «Гараж» трогать паука и клетки Луиз Буржуа.

В ноябрьском номере журнала «Знание — сила» рассказывают историю современного музея как институции, превратившейся из места для собирания редкостей в публичное пространство.

Самым важным при чтении текстов, вошедших в журнал, становится осознание происходящего вокруг нас, переоценка смыслов, которые нам предлагает «история» в ее медийном изводе. «На наших глазах, — пишет искусствовед Михаил Тимофеев, — происходит неусвоение новым поколением смыслов советских памятных мест, исключенных из актуальной повседневной жизни».

На этих же страницах читатель найдет рассказ про музей ленд-лиза — комнату, затерянную и забытую в одной из школ Москвы. А если посмотрит сайт этого школьного музея, то увидит затираемые причины побед в войне 1941–1945 годов: «По ленд-лизу бензин позволял лететь самолету быстрее, чем местный, советские танки использовали американскую сталь, „Катюша“ не только ездила на американском шасси, но и летала на американском же порохе, в битве под Москвой половина советских танков были „понаехавшие“…»

Разговор про оружие продолжает последняя беседа советской поэтессы Ларисы Васильевой со своим отцом, создателем танка Т-34: «Я читала отцу стихи, свои и чужие, рассказывала анекдоты… Неожиданно у меня вырвалось: „Напишу о тебе книгу“. — „Какую книгу? — удивился он. — Ты и танки?“ — „Я поговорю с твоими соратниками“. — „Они ничего не расскажут. Хоть сейчас и другие времена, но это «сталинские соколы», которые всю жизнь провели в секретности. Занимайся лучше стихами“».

Итак, именно советское прошлое становится в этом номере журнала фоном для каждого большого материала, начинаешь осознавать невозможность прикосновения к уходящему состоянию «советского человека».

Публицист Александр Архангельский, занимающийся в том числе архивацией современности, в своей статье о том, кто привел его в науку и какие встречи меняют мир, рассказывает, как он ходил домой к Сергею Аверинцеву и как великий ученый давал ему интервью на протяжении восьми месяцев.

Тематические номера можно читать как гадальные книги и попасть, например, на текст о музее каллиграфии. Оказывается именно там висит первая рукописная Конституция Российской Федерации, появившаяся осенью 2014 года. В той же стране существует почти заброшенный музей предпринимательства, основанный Львом Краснопевцевым, в котором историк и диссидент рассказывает о золотом веке меценатства, пролетевшем за короткий промежуток времени между отменой крепостного права и Октябрьской революцией («развитой капитализм в России не наступил — не успел»). Между всего прочего он уточняет, что именно на деньги купцов построили ансамбль Красной площади и всю тогдашнюю столичную канализацию.

Материалы по теме
Просмотры: 2134
Популярные материалы
1
Поиск любви в русской живописи
Выбрать картины на тему любви несложно. Но все эти полотна грустные, про истории с печальным финалом. Поэтому День святого Валентина мы решили отметить галереей на другую тему — не про саму любовь, а про ее поиски или обретение.
14 февраля 2019
2
«Флора» Франческо Мельци снова расцвела
Завершена реставрация одной из самых известных картин в собрании Эрмитажа и одной из самых загадочных работ эпохи Ренессанса.
14 февраля 2019
3
Рейксмузеум опять решил удивить своим Рембрандтом
К 350-летию со дня смерти художника амстердамский музей покажет свою, крупнейшую в мире, коллекцию его работ на выставке «Весь Рембрандт».
13 февраля 2019
4
Директору Третьяковки объявлен выговор
Из-за кражи картины Архипа Куинджи с выставки в Третьяковской галерее ее директору Зельфире Трегуловой объявлен выговор. Начальника службы безопасности рекомендовано уволить
11 февраля 2019
5
Власти Гента и Катрин де Зегер обменялись судебными исками
Городской совет Гента и экс-глава Музея изящных искусств (MSK) Катрин де Зегер, лишившаяся должности из-за выставки сомнительного русского авангарда, подали друг на друга несколько жалоб в судебные инстанции
13 февраля 2019
6
Эрмитаж стал куратором павильона России на Венецианской биеннале
Известно, что там представят режиссера Александра Сокурова и студентов Академии художеств. Россияне поедут на биеннале также вместе с ГМИИ им. Пушкина и фондом V-A-C.
14 февраля 2019
7
«Госсовет» отправляется из Русского музея в Третьяковку
Одно из самых монументальных творений Ильи Репина — «Торжественное заседание Государственного совета…» — на полгода покидает Русский музей ради выставки в Третьяковке
11 февраля 2019
8
Брат за брата, меценат против мецената
Монументальный труд «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» призван столетие спустя восстановить справедливость в отношении владельцев знаменитых частных собраний искусства.
15 февраля 2019
9
Еврейский музей предлагает впасть в детство
Поиграть с шедеврами классиков, от Казимира Малевича до Маурицио Каттелана, смогут взрослые и дети.
13 февраля 2019
10
Верните Африке ее искусство
Франция намерена провести реституцию вывезенных из бывших колоний предметов культурного наследия.
12 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru