The Art Newspaper Russia
Поиск

Советское. На границе жизни и смерти

Ноябрьский номер журнала «Знание — сила» в этом году посвящен музеям, связанным с советским опытом.

Советский опыт, по словам Бориса Гройса, разбирающего смыслы, порождаемые Мавзолеем Ленина, приобретает все более монструозный характер: «Мумия Ленина почитаема и бережно хранится в пирамиде под названием „Мавзолей“. Одновременно музей „Мавзолей“ экспонирует тело Ленина. Речь, безусловно, идет об одной из наиболее удачных экспозиций современной музейной истории в целом… Удивляешься, почему именно этот человек, а не какой-нибудь другой, занял столь выдающееся место».

В статье «Ленин и Линкольн — образы современной смерти» Борис Гройс сравнивает мумию Ленина с говорящей статуей Авраама Линкольна из Диснейленда, которая похожа на зомби, существо, пребывающее на границе жизни и смерти, — возможно, это состояние многих музеев сегодня.

Редкий житель мегаполиса может позволить себе не посещать музей. Уже в школе тебя берут за руку и ведут вместе с пока «такими же, как ты», в Пушкинский смотреть на привозные подлинники Караваджо, а теперь в «Гараж» трогать паука и клетки Луиз Буржуа.

В ноябрьском номере журнала «Знание — сила» рассказывают историю современного музея как институции, превратившейся из места для собирания редкостей в публичное пространство.

Самым важным при чтении текстов, вошедших в журнал, становится осознание происходящего вокруг нас, переоценка смыслов, которые нам предлагает «история» в ее медийном изводе. «На наших глазах, — пишет искусствовед Михаил Тимофеев, — происходит неусвоение новым поколением смыслов советских памятных мест, исключенных из актуальной повседневной жизни».

На этих же страницах читатель найдет рассказ про музей ленд-лиза — комнату, затерянную и забытую в одной из школ Москвы. А если посмотрит сайт этого школьного музея, то увидит затираемые причины побед в войне 1941–1945 годов: «По ленд-лизу бензин позволял лететь самолету быстрее, чем местный, советские танки использовали американскую сталь, „Катюша“ не только ездила на американском шасси, но и летала на американском же порохе, в битве под Москвой половина советских танков были „понаехавшие“…»

Разговор про оружие продолжает последняя беседа советской поэтессы Ларисы Васильевой со своим отцом, создателем танка Т-34: «Я читала отцу стихи, свои и чужие, рассказывала анекдоты… Неожиданно у меня вырвалось: „Напишу о тебе книгу“. — „Какую книгу? — удивился он. — Ты и танки?“ — „Я поговорю с твоими соратниками“. — „Они ничего не расскажут. Хоть сейчас и другие времена, но это «сталинские соколы», которые всю жизнь провели в секретности. Занимайся лучше стихами“».

Итак, именно советское прошлое становится в этом номере журнала фоном для каждого большого материала, начинаешь осознавать невозможность прикосновения к уходящему состоянию «советского человека».

Публицист Александр Архангельский, занимающийся в том числе архивацией современности, в своей статье о том, кто привел его в науку и какие встречи меняют мир, рассказывает, как он ходил домой к Сергею Аверинцеву и как великий ученый давал ему интервью на протяжении восьми месяцев.

Тематические номера можно читать как гадальные книги и попасть, например, на текст о музее каллиграфии. Оказывается именно там висит первая рукописная Конституция Российской Федерации, появившаяся осенью 2014 года. В той же стране существует почти заброшенный музей предпринимательства, основанный Львом Краснопевцевым, в котором историк и диссидент рассказывает о золотом веке меценатства, пролетевшем за короткий промежуток времени между отменой крепостного права и Октябрьской революцией («развитой капитализм в России не наступил — не успел»). Между всего прочего он уточняет, что именно на деньги купцов построили ансамбль Красной площади и всю тогдашнюю столичную канализацию.

Материалы по теме
Просмотры: 2193
Популярные материалы
1
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
2
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
3
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
4
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
5
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
6
Марк Ротко в созвучии с Моцартом и Вермеером
Музей истории искусств в Вене впервые представляет в Австрии ретроспективу великого американского художника Марка Ротко.
17 апреля 2019
7
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
8
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
9
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
10
Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF
В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019.
19 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru