18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На обновившей стиль ярмарке TEFAF спросом пользуются работы малого формата

Недавно обнаруженный Рембрандт, обновленный второй этаж, нью-йоркские планы TEFAF и разгорающийся скандал по поводу подлинности не представленных в Маастрихте картин стали предметами толков и пересудов в первые дни ярмарки.

Продажи в день ВИП-открытия главной европейской антикварной ярмарки были неоднородными, но все-таки они были. Самыми обсуждаемыми стали два полотна старых мастеров, ушедшие в руки новых владельцев еще до начала работы 29-й по счету TEFAF.

Галерея Talabardon & Gautier продала Коллекции Лейден (принадлежащей хозяину нью-йоркского хедж-фонда Тому Каплану) недавно обнаруженное полотно Рембрандта «Пациент без сознания» («Аллегория обоняния») (1624–1625) из серии картин, представляющих пять чувств. Сообщается, что сумма сделки составила от €3 млн до €4 млн.

Кроме того, к моменту открытия TEFAF галерея Colnaghi, судя по всему, уже продала гаагскому музею Маурицхёйс отлично сохранившийся натюрморт 1615 года кисти Руланта Саверея. Покупку стоимостью €6,5 млн финансово поддержали лотерея BankGiro, Ассоциация Рембрандта и неназванное частное лицо.

Сделки состоялись прежде всего благодаря репутации ярмарки, несмотря на то что многие дилеры старого искусства начали год с ощущением охлаждения и без того остывшего рынка. «На этой ярмарке чувствуется напряжение», — прокомментировал ситуацию дилер графики старых мастеров Стивен Онгпин.

Вот еще несколько обсуждаемых на TEFAF тем (ярмарка работает до 20 марта).

Успех небольшого формата

Широко известно, что предложение в секторе старого искусства — вещь крайне нестабильная. В этот раз недавно вышедшие на рынок выдающиеся крупноформатные произведения малочисленны и редки, зато по-настоящему качественные работы представлены в малом формате. «Лично меня на ярмарке этого года больше всего заинтересовали работы небольшого формата», — говорит директор лондонской Masterpiece Нази Вазех.

Наряду с Рембрандтом со стенда Talabardon & Gautier в число самых ярких вещей старых мастеров вошла картина Эль Греко «Христос на кресте» (ок. 1573–1576, масло на меди, галерея Sanct Lucas, €4,2 млн). Она была написана во время десятилетнего пребывания художника в Италии; недавно эксперты мадридского Прадо признали ее подлинником знаменитого критянина. Еще одна новинка в корпусе признанных работ — написанный Николасом Хиллиардом «Портрет короля Генриха III» (1551–1589, Simon Dickinson, €280 тыс.), проданный на второй день работы ярмарки. На стенде Colnaghi шла оживленная торговля. В числе прочего один американский коллекционер приобрел набор из трех 15-сантиметровых деревянных скульптур Георга Петеля (1601–1635), изображающих Христа и двух разбойников, за €800 тыс.

Также популярностью у посетителей пользовались современные алюминиевые ювелирные изделия на радикально обновленном стенде Hemmerle (цены стартуют от €24,8 тыс.; продажи начались уже в первые часы с момента открытия выставки).

Работы на бумаге

В этом году руководство TEFAF провело косметический ремонт, в том числе обновили потолка и установили новое освещение, благодаря чему ярмарка приобрела более свежий, легкий вид. Пока что наибольшее число положительных отзывов вызывают преобразования в секции работ на бумаге, 20 дилеров которой выставляются на втором этаже. Теперь она лучше связана с тем, что происходит на первом этаже, благодаря тому, что ее стало хорошо видно из секции антиквариата (как и из просторного рыбного ресторана), а также благодаря появлению лифтов, облегчающих передвижение посетителей. «Это важные изменения, — считает Стивен Онгпин. — Благодаря им мы больше не чувствуем себя детьми за отдельным столом на празднике». Онгпину удалось заключить ряд успешных сделок, в том числе продать произведения голландских мастеров Якоба Адрианса Баккера (1608–1651) и Говерта Флинка (1605–1660) стоимостью от «нескольких тысяч евро до внушительных пятизначных сумм».

«Вы не представляете себе, как мы довольны», — прокомментировал новый дизайн другой экспонент секции произведений на бумаге Алоиз Винерройтер. В число первых продаж его галереи вошла работа Оскара Кокошки, выполненная мелом и акварелью. Ее приобрел нью-йоркский музей Neue Galerie приблизительно за €100 тыс.

Нью-Йорк

В Маастрихте широко обсуждались недавно объявленные планы TEFAF по запуску двух новых, менее масштабных ярмарок в Нью-Йорке. Многие дилеры уже начали готовить документы к первой из них. Она будет посвящена старому искусству и пройдет в нью-йоркском Арсенале с 22 по 27 октября. Учитывая плотный календарь ярмарок, разговоры шли в первую очередь о том, как втиснуть в него новые мероприятия (октябрьская ярмарка Frieze Masters в Лондоне довольно близка по датам), а также о том, каким образом ярмарка собирается сократить число дилеров: в Маастрихте принимает участие 270 экспонентов, а нью-йоркские филиалы TEFAF предполагают заполнение от 80 до 90 мест. Еще один важный аспект заключается в желании организаторов максимально учесть предпочтения американской аудитории, что предполагает и латиноамериканский вкус. «Многие дилеры, которые будут экспонироваться в Нью-Йорке, не представлены здесь [в Маастрихте]», — рассказал Майкл Пламмер, организующий совместно с коллегой по Artvest Джеффом Рабином нью-йоркские версии TEFAF. «Мы будем действовать предельно честно и рационально», — добавил он.

Старые мастера под подозрением

Незадолго до открытия TEFAF нам стало известно о том, что приписывавшаяся Лукасу Кранаху Старшему картина, которую ни о чем не подозревавший дилер Colnaghi в 2013 году продал князю Лихтенштейнскому, изъята французской полицией в рамках расследования, связанного с ее подлинностью. К моменту открытия ярмарки появились слухи и сообщения и о других работах, которые попали под подозрение. По сообщению издания Le Quotidien de L’Art, в их числе картина Орацио Джентилески «Голова Голиафа», которую до конца прошлой недели брала на временное экспонирование из частной коллекции лондонская Национальная галерея.

Принимающие участие в TEFAF дилеры старых мастеров не считают, что эта пока не разрешившаяся ситуация способна подорвать доверие к их рынку. Один из дилеров высказался крайне откровенно (правда, на условиях анонимности): «Мошенники существовали во все времена, но сегодняшние покупатели, которые тратят на искусство такие большие суммы, стали внимательнее относиться к тому, что они покупают».

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+