На обновившей стиль ярмарке TEFAF спросом пользуются работы малого формата

Во время открытия TEFAF много обсуждались работы, которые были проданы еще до ее начала, но при этом выставляются впервые, в том числе и «Пациент без сознания» («Аллегория обоняния») (ок. 1624–1625) Рембрандта на стенде Talabardon & Gautier. Фото: © Harry Heuts photography
Во время открытия TEFAF много обсуждались работы, которые были проданы еще до ее начала, но при этом выставляются впервые, в том числе и «Пациент без сознания» («Аллегория обоняния») (ок. 1624–1625) Рембрандта на стенде Talabardon & Gautier.
Фото: © Harry Heuts photography

Недавно обнаруженный Рембрандт, обновленный второй этаж, нью-йоркские планы TEFAF и разгорающийся скандал по поводу подлинности не представленных в Маастрихте картин стали предметами толков и пересудов в первые дни ярмарки.

Продажи в день ВИП-открытия главной европейской антикварной ярмарки были неоднородными, но все-таки они были. Самыми обсуждаемыми стали два полотна старых мастеров, ушедшие в руки новых владельцев еще до начала работы 29-й по счету TEFAF.

Галерея Talabardon & Gautier продала Коллекции Лейден (принадлежащей хозяину нью-йоркского хедж-фонда Тому Каплану) недавно обнаруженное полотно Рембрандта «Пациент без сознания» («Аллегория обоняния») (1624–1625) из серии картин, представляющих пять чувств. Сообщается, что сумма сделки составила от €3 млн до €4 млн.

Кроме того, к моменту открытия TEFAF галерея Colnaghi, судя по всему, уже продала гаагскому музею Маурицхёйс отлично сохранившийся натюрморт 1615 года кисти Руланта Саверея. Покупку стоимостью €6,5 млн финансово поддержали лотерея BankGiro, Ассоциация Рембрандта и неназванное частное лицо.

Сделки состоялись прежде всего благодаря репутации ярмарки, несмотря на то что многие дилеры старого искусства начали год с ощущением охлаждения и без того остывшего рынка. «На этой ярмарке чувствуется напряжение», — прокомментировал ситуацию дилер графики старых мастеров Стивен Онгпин.

Вот еще несколько обсуждаемых на TEFAF тем (ярмарка работает до 20 марта).

Успех небольшого формата

Широко известно, что предложение в секторе старого искусства — вещь крайне нестабильная. В этот раз недавно вышедшие на рынок выдающиеся крупноформатные произведения малочисленны и редки, зато по-настоящему качественные работы представлены в малом формате. «Лично меня на ярмарке этого года больше всего заинтересовали работы небольшого формата», — говорит директор лондонской Masterpiece Нази Вазех.

Наряду с Рембрандтом со стенда Talabardon & Gautier в число самых ярких вещей старых мастеров вошла картина Эль Греко «Христос на кресте» (ок. 1573–1576, масло на меди, галерея Sanct Lucas, €4,2 млн). Она была написана во время десятилетнего пребывания художника в Италии; недавно эксперты мадридского Прадо признали ее подлинником знаменитого критянина. Еще одна новинка в корпусе признанных работ — написанный Николасом Хиллиардом «Портрет короля Генриха III» (1551–1589, Simon Dickinson, €280 тыс.), проданный на второй день работы ярмарки. На стенде Colnaghi шла оживленная торговля. В числе прочего один американский коллекционер приобрел набор из трех 15-сантиметровых деревянных скульптур Георга Петеля (1601–1635), изображающих Христа и двух разбойников, за €800 тыс.

Также популярностью у посетителей пользовались современные алюминиевые ювелирные изделия на радикально обновленном стенде Hemmerle (цены стартуют от €24,8 тыс.; продажи начались уже в первые часы с момента открытия выставки).

Работы на бумаге

В этом году руководство TEFAF провело косметический ремонт, в том числе обновили потолка и установили новое освещение, благодаря чему ярмарка приобрела более свежий, легкий вид. Пока что наибольшее число положительных отзывов вызывают преобразования в секции работ на бумаге, 20 дилеров которой выставляются на втором этаже. Теперь она лучше связана с тем, что происходит на первом этаже, благодаря тому, что ее стало хорошо видно из секции антиквариата (как и из просторного рыбного ресторана), а также благодаря появлению лифтов, облегчающих передвижение посетителей. «Это важные изменения, — считает Стивен Онгпин. — Благодаря им мы больше не чувствуем себя детьми за отдельным столом на празднике». Онгпину удалось заключить ряд успешных сделок, в том числе продать произведения голландских мастеров Якоба Адрианса Баккера (1608–1651) и Говерта Флинка (1605–1660) стоимостью от «нескольких тысяч евро до внушительных пятизначных сумм».

«Вы не представляете себе, как мы довольны», — прокомментировал новый дизайн другой экспонент секции произведений на бумаге Алоиз Винерройтер. В число первых продаж его галереи вошла работа Оскара Кокошки, выполненная мелом и акварелью. Ее приобрел нью-йоркский музей Neue Galerie приблизительно за €100 тыс.

Нью-Йорк

В Маастрихте широко обсуждались недавно объявленные планы TEFAF по запуску двух новых, менее масштабных ярмарок в Нью-Йорке. Многие дилеры уже начали готовить документы к первой из них. Она будет посвящена старому искусству и пройдет в нью-йоркском Арсенале с 22 по 27 октября. Учитывая плотный календарь ярмарок, разговоры шли в первую очередь о том, как втиснуть в него новые мероприятия (октябрьская ярмарка Frieze Masters в Лондоне довольно близка по датам), а также о том, каким образом ярмарка собирается сократить число дилеров: в Маастрихте принимает участие 270 экспонентов, а нью-йоркские филиалы TEFAF предполагают заполнение от 80 до 90 мест. Еще один важный аспект заключается в желании организаторов максимально учесть предпочтения американской аудитории, что предполагает и латиноамериканский вкус. «Многие дилеры, которые будут экспонироваться в Нью-Йорке, не представлены здесь [в Маастрихте]», — рассказал Майкл Пламмер, организующий совместно с коллегой по Artvest Джеффом Рабином нью-йоркские версии TEFAF. «Мы будем действовать предельно честно и рационально», — добавил он.

Старые мастера под подозрением

Незадолго до открытия TEFAF нам стало известно о том, что приписывавшаяся Лукасу Кранаху Старшему картина, которую ни о чем не подозревавший дилер Colnaghi в 2013 году продал князю Лихтенштейнскому, изъята французской полицией в рамках расследования, связанного с ее подлинностью. К моменту открытия ярмарки появились слухи и сообщения и о других работах, которые попали под подозрение. По сообщению издания Le Quotidien de L’Art, в их числе картина Орацио Джентилески «Голова Голиафа», которую до конца прошлой недели брала на временное экспонирование из частной коллекции лондонская Национальная галерея.

Принимающие участие в TEFAF дилеры старых мастеров не считают, что эта пока не разрешившаяся ситуация способна подорвать доверие к их рынку. Один из дилеров высказался крайне откровенно (правда, на условиях анонимности): «Мошенники существовали во все времена, но сегодняшние покупатели, которые тратят на искусство такие большие суммы, стали внимательнее относиться к тому, что они покупают».

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+