18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Михаил Миндлин: «Снятие заявки не связано с профессиональной оценкой „Угрозы“ Петра Павленского»

Михаил Миндлин, генеральный директор Государственного центра современного искусства, глава организационного комитета премии «Инновация», рассказал, почему работа Петра Павленского снята с конкурса, куда пойдут деньги от отмененной номинации и какие изменения ждут премию. После снятия работы «Угроза» с конкурса критик Анна Толстова и еще несколько человек, в том числе Илья Долгов, Дмитрий Озерков и Сергей Хачатуров, вышли из состава экспертного совета премии. Вслед за этим была отменена и вся номинация «Лучшее произведение визуального искусства».


Приходилось ли организационному комитету когда-нибудь снимать заявки с конкурса после одобрения их экспертным советом?

Такая ситуация возникла впервые. Хочу еще раз подчеркнуть, что снятие заявки не связано с профессиональной оценкой «Угрозы» Петра Павленского, а исключительно с тем фактом, что во время создания работы были совершены действия, которые имеют очевидные признаки нарушения закона, нанесен материальный ущерб. Мы сочли невозможным допустить эту работу на конкурс, организуемый государственной организацией и поддерживаемый Министерством культуры. После отклонения заявки экспертный совет, состоящий из российских и международных экспертов, принял решение не проводить голосование в номинации «Произведение визуального искусства». Таким образом, эта номинация была в этом году отменена. Нам как организаторам очень жаль, что другие художники, произведения которых заявлены в этой номинации, не смогут принять участие в конкурсе в этом году.

Если в будущем на конкурс подаст заявку художник, произведение которого нанесло ущерб чьей-либо собственности, будет ли его заявка отклонена вне зависимости от значимости этого произведения для общества?

В истории современного искусства, в том числе в России, немало подобных примеров. Мы не правоохранительные органы, чтобы судить о законности действий того или иного автора. Но мы не можем не учитывать решений правоохранительных органов. Если работа художника нанесла кому-то очевидный материальный, физический или иной ущерб и пострадавший подал в суд, а суд завел дело, мы сочтем эту ситуацию, как и сегодня, недопустимой. И снимем заявку. Закон нарушать нельзя — никому. Если соответствующие органы обнаружат состав преступления в той или иной акции (а уж кто виноват и какую ответственность он должен понести, решать суду и только суду), мы не можем представлять такую работу в ГЦСИ.

Какое число членов экспертного совета необходимо для кворума?

Как правило, в экспертный совет «Инновации» мы приглашаем каждый год порядка 15 специалистов. По положению о конкурсе не менее половины из них должны проголосовать, для того чтобы решения экспертного совета были легитимны. В этому году кворум соблюден: в голосовании приняло участие 11 экспертов.

Можно ли заменить экспертный совет на текущем этапе конкурса?

Экспертный совет XI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства прекратил свою работу 15 февраля, сразу после завершения голосования по отбору номинантов. То есть экспертный совет собирается на ограниченный период времени, и после составления шорт-листа его работа окончена. Таким образом, нет необходимости изменять состав экспертного совета.

Является ли организационный комитет премии «Инновация» цензурным органом?

Конечно, нет. Оргкомитет оказывает организационную и административную поддержку конкурсу, а также решает спорные вопросы.

Были ли отклонены еще какие-то заявки от художников, уже одобренные экспертным советом, в других номинациях?

Нет, в других номинациях заявки не отклонялись. Во время обсуждения заявок была ситуация, когда члены экспертного совета рекомендовали заявителю перенести заявку из одной номинации в другую, так как она не соответствовала номинации. Заявитель согласился, после чего заявку рассмотрели в другой номинации. Эксперты, как и члены жюри конкурса, как правило, с большой ответственностью выполняют свою работу.

По какому принципу отбираются члены экспертного совета «Инновации»? Это обновляемый список? Могут ли вышедшие из совета эксперты быть приглашены занять эти места в будущем?

Да, списки членов экспертного совета и жюри конкурса обновляются каждый год из состава ведущих российских и международных экспертов. В этом году впервые в экспертный совет вошли Кейт Саттон из Тейт Модерн, Мария Насимова из Еврейского музея и центра толерантности, Кейт Фаул из музея «Гараж». В жюри приглашены работать Барт де Бар (директор Музея современного искусства Антверпена, M HKA), Бернар Блистен (директор Центра имени Жоржа Помпиду), Семен Михайловский (ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина), Зельфира Трегулова (генеральный директор Государственной Третьяковской галереи), Ольга Свиблова (директор Мультимедиа Арт Музея), Хедвиг Фейен (директор фонда Manifesta) и арт-группа «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов). Конкурс проводится в 11-й раз — многие российские специалисты, безусловно, уже были и в составе жюри, и в составе экспертного совета, а многие из них стали лауреатами. Это естественно для нашего небольшого узкопрофессионального сообщества. Но ротация членов экспертного совета и жюри, на наш взгляд, необходима, и мы проводим ее ежегодно.

Если Петр Павленский в следующем году подаст заявку с другим произведением (например, без порчи государственного имущества) и его опять одобрит экспертный совет, у него будет шанс поучаствовать в конкурсе?

Конечно. Если в процессе его акций не будет совершено правонарушений и все формальные стороны будут соблюдены, заявка будет принята.

Может ли участвовать в конкурсе «Инновация» художник с судимостью?

Такого формального ограничения для подачи заявки на конкурс «Инновация» не существует. Думаю, да, может.

На что пойдут 800 тыс. руб. призового фонда за номинацию «Произведение визуального искусства»?

Номинация «Произведение визуального искусства» традиционно спонсируется из привлеченных источников. Соответственно, в этом году мы будем вынуждены отказаться от этой позиции софинансирования спонсорами.

Как вы видите развитие премии? Будете ли вы вносить в ее устав или регламент какие-нибудь изменения?

Я считаю, нам необходимо увеличить количество номинаций: менеджмент, СМИ о современном искусстве, может быть, ввести еще какие-то. Для этого нам надо работать над тем, чтобы премиальный фонд был увеличен. В результате таких изменений и дополнений потребуется редакция положения о конкурсе.

Что бы вы хотели сказать художественному сообществу?

Ну, как вы хорошо знаете, я довольно часто разговариваю с широким кругом представителей художественного сообщества. Сегодня я бы призвал моих коллег не уделять столько внимания снятию заявки на участие в конкурсе акции Петра Павленского. Я думаю, наша позиция по этому вопросу понятна, объяснима и логична. Пользуясь случаем, хочу поздравить лауреатов внеконкурсных номинаций Бориса Орлова и Леонида Михельсона. А всем номинантам конкурса — пожелать успеха.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+