18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пьер-Жан Мариетт, повелитель гравюр и рисунков

Опубликовано исследование, посвященное, пожалуй, самому известному коллекционеру и знатоку рисунка, жившему в XVIII веке

В узкоспециальной сфере коллекционирования и изучения рисунков старых мастеров имя жившего в XVIII столетии француза Пьера-Жана Мариетта (1694–1774) составляет конкуренцию самому Джорджо Вазари. Именно Мариетт стал основоположником современного понимания и оценки графики. Эскизы и наброски из его коллекции в характерном голубом обрамлении с подписью в картуше в нижней части до сих пор ценятся весьма высоко. А в последние годы в престижных музеях прошел ряд выставок, посвященных вкладу Мариетта в мировое искусствоведение и дающих представление не только о его собрании, но и о нем самом как личности.

В книге Кристел Сментек Mariette and the Science of the Connoisseur in 18th Century EuropeМариетт и знаточество в Европе XVIII века») дан широкий обзор деятельности Пьера-Жана Мариетта. Из нее становится ясно, что в своих занятиях он учитывал сразу несколько уровней общественной жизни — в рамках сословного и иерархичного мира Франции XVIII столетия.

Мариетт был торговцем, специализирующимся на рисунках и печатной графике, в четвертом поколении. Причем его отец, дед и прадед занимались не только торговлей гравюрами, но и их созданием. Как отмечал его современник, коллекционирование в те времена открывало перед человеком двери в более высокие социальные и интеллектуальные круги, доступ в которые в XVIII веке контролировался чрезвычайно строго. Да и сам Мариетт, должно быть, считал достижением свой переход в 1750 году из торгового сословия (куда он был принят как печатник в 1722-м), занятого зарабатыванием денег, к тем, кто составлял «неработающие классы», образованное и обеспеченное общество. Он продал свое печатное дело и был избран почетным членом Королевской академии живописи и скульптуры.

Как показывает Сментек, уже в начале карьеры знание печатной графики старых мастеров принесло ему общеевропейскую известность, благодаря чему он получил заказы на составление коллекций гравюр для принца Евгения Савойского и короля Жуана Португальского (к сожалению, последняя была утрачена во время землетрясения 1755 года). Эти коллекции были систематизированы не только по жанрам и предметам изображения, но и по художникам и школам, что, по-видимому, было находкой самого Мариетта. И впоследствии его заметки о классификации легли в основу всеобъемлющего труда Адама Барча о печатной графике старых мастеров Le Peintre Graveur (1821).

Пьер-Жан Мариетт многим интересен прежде всего благодаря своей активности в области коллекционирования и каталогизации рисунков старых мастеров. Возможно, настоящим прорывом в этой области стала систематизация им собрания Пьера Кроза, которое позже было распылено по другим гравюрным кабинетам. Вероятно, помнить всегда Мариетта будут благодаря Recueils (изданным в его типографии иллюстрированным собраниям рисунков старых мастеров), а также благодаря каталогам продаж с комментариями относительно стиля и техники художников, которые находят отклик и сегодня.

Книга Кристел Сментек — настоящий кладезь интересной информации. От экономики печатного и издательского дела в XVIII веке автор плавно переходит к развитию знаточества и атрибуции произведений искусства. Все затрагиваемые ею вопросы разобраны и проанализированы с большим мастерством. Однако надо заметить, что при чтении этой искусствоведческой монографии возникает следующий вопрос: имеем ли мы (в том, что касается рисунков) такой же интерес к эффекту «законченной» картины, какой имели Мариетт и его коллеги, порой доходившие до разрезания набросков и собирания их заново, с тем чтобы создать будто бы полное и ясное представление о творческом процессе над тем или иным холстом?

Гораздо больше симпатии вызывает увлечение Мариетта произведениями художников второго ряда, которых он включал в каталоги для полноты собрания; впрочем, коллекционеры и реставраторы все же не одобрят его любовь разделять (разрывать, строго говоря) двусторонние рисунки на две части.

Любопытно, что потомки Пьера-Жана Мариетта со временем перебрались в Англию, и теперь его архивы хранятся не во Франции, а в библиотеке Эксетерского университета.

Kristel Smentek. Mariette and the Science of the Connoisseur in 18th Century Europe. Asghate. 342 с. £70, $120. На английском языке

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+