Пьер-Жан Мариетт, повелитель гравюр и рисунков

Опубликовано исследование, посвященное, пожалуй, самому известному коллекционеру и знатоку рисунка, жившему в XVIII веке

Антуан Пэн. «Портрет Пьера-Жана Мариетта». 1723 © Musée Carnavalet / Roger-Viollet
Антуан Пэн. «Портрет Пьера-Жана Мариетта». 1723 © Musée Carnavalet / Roger-Viollet

В узкоспециальной сфере коллекционирования и изучения рисунков старых мастеров имя жившего в XVIII столетии француза Пьера-Жана Мариетта (1694–1774) составляет конкуренцию самому Джорджо Вазари. Именно Мариетт стал основоположником современного понимания и оценки графики. Эскизы и наброски из его коллекции в характерном голубом обрамлении с подписью в картуше в нижней части до сих пор ценятся весьма высоко. А в последние годы в престижных музеях прошел ряд выставок, посвященных вкладу Мариетта в мировое искусствоведение и дающих представление не только о его собрании, но и о нем самом как личности.

В книге Кристел Сментек Mariette and the Science of the Connoisseur in 18th Century EuropeМариетт и знаточество в Европе XVIII века») дан широкий обзор деятельности Пьера-Жана Мариетта. Из нее становится ясно, что в своих занятиях он учитывал сразу несколько уровней общественной жизни — в рамках сословного и иерархичного мира Франции XVIII столетия.

Мариетт был торговцем, специализирующимся на рисунках и печатной графике, в четвертом поколении. Причем его отец, дед и прадед занимались не только торговлей гравюрами, но и их созданием. Как отмечал его современник, коллекционирование в те времена открывало перед человеком двери в более высокие социальные и интеллектуальные круги, доступ в которые в XVIII веке контролировался чрезвычайно строго. Да и сам Мариетт, должно быть, считал достижением свой переход в 1750 году из торгового сословия (куда он был принят как печатник в 1722-м), занятого зарабатыванием денег, к тем, кто составлял «неработающие классы», образованное и обеспеченное общество. Он продал свое печатное дело и был избран почетным членом Королевской академии живописи и скульптуры.

Как показывает Сментек, уже в начале карьеры знание печатной графики старых мастеров принесло ему общеевропейскую известность, благодаря чему он получил заказы на составление коллекций гравюр для принца Евгения Савойского и короля Жуана Португальского (к сожалению, последняя была утрачена во время землетрясения 1755 года). Эти коллекции были систематизированы не только по жанрам и предметам изображения, но и по художникам и школам, что, по-видимому, было находкой самого Мариетта. И впоследствии его заметки о классификации легли в основу всеобъемлющего труда Адама Барча о печатной графике старых мастеров Le Peintre Graveur (1821).

Пьер-Жан Мариетт многим интересен прежде всего благодаря своей активности в области коллекционирования и каталогизации рисунков старых мастеров. Возможно, настоящим прорывом в этой области стала систематизация им собрания Пьера Кроза, которое позже было распылено по другим гравюрным кабинетам. Вероятно, помнить всегда Мариетта будут благодаря Recueils (изданным в его типографии иллюстрированным собраниям рисунков старых мастеров), а также благодаря каталогам продаж с комментариями относительно стиля и техники художников, которые находят отклик и сегодня.

Книга Кристел Сментек — настоящий кладезь интересной информации. От экономики печатного и издательского дела в XVIII веке автор плавно переходит к развитию знаточества и атрибуции произведений искусства. Все затрагиваемые ею вопросы разобраны и проанализированы с большим мастерством. Однако надо заметить, что при чтении этой искусствоведческой монографии возникает следующий вопрос: имеем ли мы (в том, что касается рисунков) такой же интерес к эффекту «законченной» картины, какой имели Мариетт и его коллеги, порой доходившие до разрезания набросков и собирания их заново, с тем чтобы создать будто бы полное и ясное представление о творческом процессе над тем или иным холстом?

Гораздо больше симпатии вызывает увлечение Мариетта произведениями художников второго ряда, которых он включал в каталоги для полноты собрания; впрочем, коллекционеры и реставраторы все же не одобрят его любовь разделять (разрывать, строго говоря) двусторонние рисунки на две части.

Любопытно, что потомки Пьера-Жана Мариетта со временем перебрались в Англию, и теперь его архивы хранятся не во Франции, а в библиотеке Эксетерского университета.

Kristel Smentek. Mariette and the Science of the Connoisseur in 18th Century Europe. Asghate. 342 с. £70, $120. На английском языке

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+