18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Афины и Иерусалим

«Современность древности: Пиранези и Рим» Лёли Кантор-Казовской, изданная «Новым литературным обозрением» в серии «Очерки визуальности», учит читать архитектурную гравюру в контексте споров своего времени.

Мощные визионерские видения Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) оставляют в недоумении: порой совершенно непонятны источники вдохновения, побуждавшие художника создавать странные монументальные архитектурные грезы, так вдохновлявшие романтиков и модернистов. Венецианец по происхождению, утвердившийся в Риме, Пиранези соединил венецианскую рокайльность с увлечением римскими древностями. Это весьма убедительно объяснено в эссе искусствоведа Василия Успенского, вошедшем в эрмитажный каталог выставки «Дворцы, руины и темницы (Джованни Баттиста Пиранези и архитектурные фантазии XVIII века»), помимо прочего, подтверждающей, что интерес к этому «последнему римскому гению» не прошел, но продолжает волновать современных зрителей.

Лёля Кантор-Казовская, доктор искусствоведения и старший преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме, первоначально опубликовала свою монографию о Пиранези как о мыслителе, весьма зависевшем от актуального для него контекста, на английском языке. Теперь эта книга, изданная НЛО в серии «Очерки визуальности», доступна на русском, что крайне важно: Кантор-Казовская учит нас понимать подтексты визуальных высказываний художника, отстаивающего приоритет древнеримской культуры над древнегреческой.

Нас ведь еще в школе (а затем в университете) учили, что греки создали канон, экспроприированный римлянами и растворенный в древнеримской жизни до полного слияния с порабощенной эстетикой. Это вроде бы иллюстрирует тезис о возможности прогресса в искусстве, когда одни начинают, а другие продолжают и улучшают достижения предшественников. Оказывается, что грекоцентризм европейской эстетической мысли пошел от французских просветителей и был закреплен великим Винкельманом, после чего взгляд на развитие основ западной цивилизации практически не менялся.

Для того чтобы провести концептуальную коррекцию общеизвестных истин, Кантор-Казовская дотошно реконструирует эстетические и философские (а также архитектурные) споры времен Пиранези. Детально погружаясь, например, в фундаментальный и судьбоносный «спор о греках и римлянах». В его основе лежит полемика, тянущаяся еще с античных времен (автор цитирует не только обязательного Витрувия, но и, например, Цицерона с Плутархом), вокруг основ архитектурной мысли, бурлившей на территории Италии во Флоренции и Венеции.

Это волну уже в Новое время подняли флорентийцы. Ренессанс требовал искать идеологические подпорки не только в греческом идеале, но и в собственном славном прошлом. Помимо изящных изысканных греческих ордеров, произошедших из подражания деревьям, здесь, на Апеннинах, существовала, де, своя, автономная от греческой, архитектура этрусков, создавших особенный, мужественный стиль.

Он хорошо известен нам по мощной брутальной кладке крепостей и акведуков, по аркам, с которыми греки не очень-то и справлялись, а также по «неотесанной манере» оформления стен рустиком, отсылающей к цицероновскому выражению rusica vox, отсутствующей у Витрувия.

Именно в этом грубом, диком и необработанном стиле, имевшем, между прочим, параллели в ораторском искусстве, были оформлены многие стены и здания Древнего Рима. Позже, уже в эпоху Возрождения, именно рустиком оформлялись самые знаковые дворцы знати. Например, флорентийские палаццо Медичи, Питти и Строцци.

Если уж совсем углубляться в древность (что Кантор-Казовская делает с воодушевляющим размахом, из-за чего книга ее начинает читаться как искусствоведческий детектив), то грекам просто необходимо отказать в первородстве.

Пиранези, как и его заединщики, были уверены в том, что каменные формы ордеров, из-за которых, собственно, и разгорелся спор об архитектурном первородстве, «были созданы греками впоследствии под влиянием архитектуры храма Соломона» в Иерусалиме. Что же касается древних этрусков, то у них «был свой способ строить примитивные хижины и свой собственный метод возведения деревянных храмов, у них было определенное превосходство над греками, потому что они были напрямую связаны с Халдеей и раньше греков познакомились с системой строительства из камня».

Да и вообще, внимательное чтение Библии убеждает, что мировое строительство начиналось именно с камня, а не с дерева: «Первым упомянутым в ней сооружением была стена, которой Каин, сын Адама, получившего знание всех искусств от Бога, обнес первый город. При упоминании первых построек, возведенных после Потопа, материалы, из которых они были возведены, не указываются, но уже Вавилонская башня и город в Сеннааре были построены из кирпича и битума, заменивших отсутствующие в тех местах камни и цемент. Эту технологию, писал Пиранези, строители башни, видимо, унаследовали от Ноя, который был их предком, — таким образом, она имела истоком древнейшее, полученное от Бога знание, пережившее Потоп».

Казуистика частностей на, казалось бы, отвлеченные темы, углубленные в ветхозаветные времена, имела, впрочем, весьма четкий и крайне актуальный идеологический подтекст, завязанный на пути развития современного искусства.

«Приверженность к грекам имела своим следствием поэтическую идеализацию греческих образцов и, по сути, запрещала художнику отступать от произведенных в древности идеальных форм. Приверженность Пиранези римлянам, наоборот, была связана с поэтизацией творческого импульса, художественного новаторства и прогресса, противостоя попыткам превратить искусство в постоянное воспроизводство идеальной модели, созданной в прошлом».

В первых частях монографии Кантор-Казовская рассказывает об археологических вылазках Пиранези, запечатленных в его работах. Став патриотом Рима и соединив венецианскую рокайльную суггестию с римским «барокко в тени», художник начинает грезить Древним Римом наяву, разворачивая в работах фантазии на темы возможной (или же невозможной) древнеримской архитектуры с ее многочисленными арками и рустовым покрытием тюремных сводов и стен.

С помощью патриотических архитектурных элементов, помноженных на безграничность творческого визионерства, Пиранези смотрит не только в прошлое, но и в будущее, создавая гравюры, значение которых в полной мере оценили лишь после его смерти. Лёля Кантор-Казовская погружает нас в специфические дебаты XVIII века для того, чтобы в духе «археологии гуманитарного знания» Мишеля Фуко разделаться с ошибочными очевидностями как в понимании всеобщего архитектурного прошлого, так и в непонимании логики жизни одного отдельно взятого художника, якобы изменившего в середине своей жизни свои эстетические установки. Художник с непонятным генезисом оказывается завзятым полемистом, зависящим от умонастроений родной эпохи, зашифрованных в его изысканных композициях, а еще новатором, созидающим новое искусство на обломках старого.

Предыдущая книга Кантор-Казовской, вышедшая в «Новом литературном обозрении», называлась «Гробман. Grobman» и посвящена творчеству знаменитого русско-израильского художника, «занимающего особое положение между западным и русским концептуализмом», то есть создавшего собственную систему из синтеза второго русского авангарда и еврейской идентичности, претендующего на создание особого израильского искусства. Ну да, взявшегося практически из ниоткуда.

Кантор-Казовская раскладывает искусство Михаила Гробмана на малейшие составляющие, делая его эзотерическое и повышенно суггестивное творчество предельно понятным. Схожим образом она поступила и с Пиранези. Такая вот «современность древности». Или же древность современности, если хотите.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+