Лебединая легкость Сарто

№38, ноябрь 2015
№38
Материал из газеты

Графика ренессансного художника, показанная на выставке в Коллекции Фрика, оказывается едва ли не интереснее живописи, включенной в экспозицию. Дело в том, что Андреа дель Сарто был прежде всего великим рисовальщиком

Andrea del Sarto: the Renaissance Workshop in Action / Julian Brooks, with Denise Allen and Xavier F. Salomon. Getty Publications. 264 с. $59 (твердая обложка). На английском языке
Andrea del Sarto: the Renaissance Workshop in Action / Julian Brooks, with Denise Allen and Xavier F. Salomon. Getty Publications. 264 с. $59 (твердая обложка). На английском языке

Это каталог выставки в Музее Дж. П. Гетти в Лос-Анджелесе, ныне открытой в Коллекции Фрика в Нью-Йорке. Но нет сомнений в том, что еще долгое время после закрытия вдохновившей ее экспозиции, эта книга будет оставаться фундаментальным источником.

Андреа дель Сарто не только один из самых значительных флорентийских художников XVI века, но и величайший рисовальщик эпохи Возрождения. Организовать полномасштабную выставку, посвященную его живописи, невозможно даже во Флоренции: Сарто был прежде всего мастером фрески; кроме того, он писал по деревянной доске — лишь небольшое число его алтарей пригодно к транспортировке. Преобладание графики — на 50 с лишним рисунков приходится четыре картины — не означает, что эта выставка второстепенна. Есть соблазн предположить, что рисунки, ярко передающие очарование стиля, и есть главное достижение художника.

Оригинальная особенность манеры Сарто как рисовальщика заключается в практически полном отсутствии эскизов, выполненных пером. В XVI веке итальянские художники «думали» на бумаге, используя перо (и размывку) для разработки общей композиции и поз отдельных персонажей. Затем они переходили к проработке черным или красным мелом  головы, стоп и кистей рук, положения и формы драпировок. Но не Сарто, который пользуется мелом и при продумывании, и при прорисовке деталей.

Поэтому в его работах нет единообразия. Они варьируются от самых спонтанных набросков — особенно на портретах с натуры в движении — до тщательно прорисованных и основательных этюдов голов. Эти этюды всегда рисовались с моделей, но еще одна характерная черта графического мастерства Сарто в том, что создается впечатление передачи черт конкретных людей, которые затем слегка идеализируются в законченных работах.

В добавок к возможности сопоставить группы подготовительных листов  c прибывшими на выставку законченными полотнами в книге подробно и захватывающе рассказывается о том, что (как мы знаем благодаря инфракрасной рефлексографии) выделывал Сарто под финальным слоем своих картин. Невооруженному глазу видна легкость лебединого скольжения по гладкой поверхности, но инфракрасные снимки демонстрируют, что под водой в это время идет рябь напряженной работы в виде значительных изменений. Значит, по меньшей мере часть рисунков Сарто была создана уже после перенесения эскиза на полотно и даже после того, как художник начал писать красками.

Сарто использовал как черный, так и красный мел, хотя, по-видимому, отдавал предпочтение второму, а в одном случае использовал их сочетание. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+