Ренессансный коллекционер эскизов и его семья

№30, январь-февраль 2015
№30
Материал из газеты

У истоков старинных итальянских собраний рисунков и гравюр

Лев нападает на осла, львица на фоне. Ок. 1480. Франко-фламандская школа
Лев нападает на осла, львица на фоне. Ок. 1480. Франко-фламандская школа

В рамках общей истории коллекционирования собирание эскизов занимает особое место. Сначала эскизы хранились в запасниках мастерских в качестве источника идей и шаблонов, которые можно использовать повторно. Довольно рано в юридических документах начинают упоминаться эскизы, которые отдаются на хранение нотариусам как гарантия того, что художник не отступит от обязательств по контракту и напишет именно то, о чем с ним договаривался заказчик.

Однако ни один из этих путей сохранения эскизов не связан с настоящей страстью к коллекционированию — это пришло позже. Учитывая неизбежный интерес к деятельности конкурентов, неудивительно, что среди первых коллекционеров были сами художники.

Основным предметом этого исследования, включающего работы Питера Виндоуса и Алессандры Дзамперини, стал альбом, собранный одним из первых художников-коллекционеров именно такого рода. Альбом был приобретен в середине 1950-х дилером Фрэнсисом Маттизеном. Прежде чем разобрать его листы для продажи, Маттизен предусмотрительно зафиксировал на фотографиях не только содержимое листов, но и их расположение и последовательность. Для Эвелин Карет это означает возможность анализировать рисунки, входившие в состав альбома (местонахождение некоторых из них известно лишь приблизительно), так и исследовать логику их организации.

В качестве составителя коллекции на титуле указан Антонио II Бадиле (ок. 1424 — до 1512), представитель известной династии художников Веронезе. Однако включение в состав альбома различных листов, датируемых значительно позже его смерти, служит  свидетельством того, что составление альбома было продолжающимся семейным предприятием.

У читателей, зомбированных Вазари фанатов Тосканы, может вызвать удивление тот факт, что альбом был составлен в Вероне. Тем не менее, как убедительно показывает Карет, Верона была ранним центром коллекционирования, и ученый-гуманист Феличе Феличиано (1433–1479) имеет все основания притязать на звание не только первого настоящего коллекционера эскизов, о собрании которого мы имеем подробные сведения, но и первого, кто отмечал принадлежавшие ему листы личным знаком.

В целом коллекционирование эскизов началось именно в Северной Италии, и Карет исследует распространенность этой практики среди художников и «чистых» коллекционеров XVI века не только в Вероне, но и в Мантуе, Падуе и Венеции.
Полезно обратить взгляд и на Парму, добавив к рассмотрению коллекцию Франческо Байярди (ум. в 1561), почти все произведения в которой дают основание полагать, что ранее она принадлежала мастерской Пармиджанино (1503–1540).

Это исключительно интересная и подробная книга, высшая заслуга которой заключается в том, что она проливает свет на до сих пор обойденный вниманием, но крайне увлекательный уголок бесконечного художественного пейзажа итальянского Ренессанса.

The Antonio II Badile Album of Drawings: the Origins of Collecting Drawings in Early Modern Northern Italy. Evelyn Karet. Ashgate. 360 с. £75 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+