18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ренессансный коллекционер эскизов и его семья

№30
Материал из газеты

У истоков старинных итальянских собраний рисунков и гравюр

В рамках общей истории коллекционирования собирание эскизов занимает особое место. Сначала эскизы хранились в запасниках мастерских в качестве источника идей и шаблонов, которые можно использовать повторно. Довольно рано в юридических документах начинают упоминаться эскизы, которые отдаются на хранение нотариусам как гарантия того, что художник не отступит от обязательств по контракту и напишет именно то, о чем с ним договаривался заказчик.

Однако ни один из этих путей сохранения эскизов не связан с настоящей страстью к коллекционированию — это пришло позже. Учитывая неизбежный интерес к деятельности конкурентов, неудивительно, что среди первых коллекционеров были сами художники.

Основным предметом этого исследования, включающего работы Питера Виндоуса и Алессандры Дзамперини, стал альбом, собранный одним из первых художников-коллекционеров именно такого рода. Альбом был приобретен в середине 1950-х дилером Фрэнсисом Маттизеном. Прежде чем разобрать его листы для продажи, Маттизен предусмотрительно зафиксировал на фотографиях не только содержимое листов, но и их расположение и последовательность. Для Эвелин Карет это означает возможность анализировать рисунки, входившие в состав альбома (местонахождение некоторых из них известно лишь приблизительно), так и исследовать логику их организации.

В качестве составителя коллекции на титуле указан Антонио II Бадиле (ок. 1424 — до 1512), представитель известной династии художников Веронезе. Однако включение в состав альбома различных листов, датируемых значительно позже его смерти, служит  свидетельством того, что составление альбома было продолжающимся семейным предприятием.

У читателей, зомбированных Вазари фанатов Тосканы, может вызвать удивление тот факт, что альбом был составлен в Вероне. Тем не менее, как убедительно показывает Карет, Верона была ранним центром коллекционирования, и ученый-гуманист Феличе Феличиано (1433–1479) имеет все основания притязать на звание не только первого настоящего коллекционера эскизов, о собрании которого мы имеем подробные сведения, но и первого, кто отмечал принадлежавшие ему листы личным знаком.

В целом коллекционирование эскизов началось именно в Северной Италии, и Карет исследует распространенность этой практики среди художников и «чистых» коллекционеров XVI века не только в Вероне, но и в Мантуе, Падуе и Венеции.
Полезно обратить взгляд и на Парму, добавив к рассмотрению коллекцию Франческо Байярди (ум. в 1561), почти все произведения в которой дают основание полагать, что ранее она принадлежала мастерской Пармиджанино (1503–1540).

Это исключительно интересная и подробная книга, высшая заслуга которой заключается в том, что она проливает свет на до сих пор обойденный вниманием, но крайне увлекательный уголок бесконечного художественного пейзажа итальянского Ренессанса.

The Antonio II Badile Album of Drawings: the Origins of Collecting Drawings in Early Modern Northern Italy. Evelyn Karet. Ashgate. 360 с. £75 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+