18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ренессансный коллекционер эскизов и его семья

№30
Материал из газеты

У истоков старинных итальянских собраний рисунков и гравюр

В рамках общей истории коллекционирования собирание эскизов занимает особое место. Сначала эскизы хранились в запасниках мастерских в качестве источника идей и шаблонов, которые можно использовать повторно. Довольно рано в юридических документах начинают упоминаться эскизы, которые отдаются на хранение нотариусам как гарантия того, что художник не отступит от обязательств по контракту и напишет именно то, о чем с ним договаривался заказчик.

Однако ни один из этих путей сохранения эскизов не связан с настоящей страстью к коллекционированию — это пришло позже. Учитывая неизбежный интерес к деятельности конкурентов, неудивительно, что среди первых коллекционеров были сами художники.

Основным предметом этого исследования, включающего работы Питера Виндоуса и Алессандры Дзамперини, стал альбом, собранный одним из первых художников-коллекционеров именно такого рода. Альбом был приобретен в середине 1950-х дилером Фрэнсисом Маттизеном. Прежде чем разобрать его листы для продажи, Маттизен предусмотрительно зафиксировал на фотографиях не только содержимое листов, но и их расположение и последовательность. Для Эвелин Карет это означает возможность анализировать рисунки, входившие в состав альбома (местонахождение некоторых из них известно лишь приблизительно), так и исследовать логику их организации.

В качестве составителя коллекции на титуле указан Антонио II Бадиле (ок. 1424 — до 1512), представитель известной династии художников Веронезе. Однако включение в состав альбома различных листов, датируемых значительно позже его смерти, служит  свидетельством того, что составление альбома было продолжающимся семейным предприятием.

У читателей, зомбированных Вазари фанатов Тосканы, может вызвать удивление тот факт, что альбом был составлен в Вероне. Тем не менее, как убедительно показывает Карет, Верона была ранним центром коллекционирования, и ученый-гуманист Феличе Феличиано (1433–1479) имеет все основания притязать на звание не только первого настоящего коллекционера эскизов, о собрании которого мы имеем подробные сведения, но и первого, кто отмечал принадлежавшие ему листы личным знаком.

В целом коллекционирование эскизов началось именно в Северной Италии, и Карет исследует распространенность этой практики среди художников и «чистых» коллекционеров XVI века не только в Вероне, но и в Мантуе, Падуе и Венеции.
Полезно обратить взгляд и на Парму, добавив к рассмотрению коллекцию Франческо Байярди (ум. в 1561), почти все произведения в которой дают основание полагать, что ранее она принадлежала мастерской Пармиджанино (1503–1540).

Это исключительно интересная и подробная книга, высшая заслуга которой заключается в том, что она проливает свет на до сих пор обойденный вниманием, но крайне увлекательный уголок бесконечного художественного пейзажа итальянского Ренессанса.

The Antonio II Badile Album of Drawings: the Origins of Collecting Drawings in Early Modern Northern Italy. Evelyn Karet. Ashgate. 360 с. £75 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+