В петербургском Юсуповском дворце завершилась реставрация Мавританской гостиной

«Музей роскоши», как его называют путеводители, пополнился важной достопримечательностью с фонтаном

Восточная гостиная дворца Юсуповых на Мойке, легендарной усадьбы, в подвале которой был смертельно ранен Григорий Распутин, была оформлена по проекту Ипполита Монигетти в 1860-х годах. Свой нынешний вид она приобрела в конце XIX века благодаря архитектору Александру Степанову, внесшему изменения в первоначальный облик комнаты, после чего она и получила название Мавританская. Ее интерьер является подобием «божественной Альгамбры» — шедевра испано-мавританского зодчества Гранады ХIV века.

К середине ХХ века интерьер гостиной был на грани уничтожения, так как дворец значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Но главная причина аварийного состояния заключалась в подвижке грунта.

В конце 2007 года в результате этих изменений произошло значительное раскрытие уже существовавших мелких трещин в интерьере Мавританской гостиной и образовались новые: на стенах, плафоне, на полу. По словам Наталии Панкрашкиной, заместителя директора Юсуповского дворца по развитию и учетно-хранительской работе, «мраморные полы стали распадаться, углы плафонов подвисли на несколько сантиметров; гостиная была тут же закрыта для посещения, и, поскольку существовала реальная угроза потери интерьера, было принято решение о начале срочной реставрации».

В течение 2008 года были приняты противоаварийные меры по усилению фундамента комнаты, но только в 2013 году, в рамках адресной программы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), начались плановые работы по реставрации самого интерьера.

За три года удалось усилить перекрытия и кирпичную кладку стен, отреставрировать стены, декорированные стилизованной живописью, стеновые панели, лепной декор, мраморные полы и колонны. Для реставрации использовали материалы, аналогичные историческим. Тем более что Юсуповы, бывшие хозяева дворца, думали о будущем и оставили в подвалах запас мрамора — его использовали для восстановления полов. Также была проведена реставрация потолочных фонарей, золоченых деревянных ставен, металлических радиаторных решеток. Установили на место ониксовую облицовку камина.

На западной и восточной стенах гостиной под росписями были обнаружены два живописных фамильных герба прежних владельцев, друг напротив друга. Один из них — старинный герб князей Юсуповых, присутствовавший в геральдических сборниках с 1799 года. Второй — его обновленный вариант, разработанный почти 100 лет спустя, когда родовитая княгиня Зинаида Юсупова стала супругой графа Феликса Сумарокова-Эльстона. В память об этом событии, для осознания нового статуса, измененный герб хозяева разместили в свежеотделанной Мавританской гостиной. Теперь оба изображения расчищены и отреставрированы. Надо отметить, что герб, утвержденный Александром III, во всем дворце можно увидеть только в этой комнате.

Отремонтирован и фонтан, украшающий гостиную. Его историческая чаша  приведена в идеальное состояние, устройство фонтана заменено на современное, с фильтрами очистки. «Он работает. Мы его включаем по особо торжественным случаям», — заверила Наталия Панкрашкина, не уточнив, правда, какие именно бывают «особо торжественные случаи».

Стоимость реставрации Мавританской гостиной составила около 70 млн руб.

Сегодня в бывшем дворце размещается Дом учителя (Дворец культуры работников просвещения), претендующий на получение музейного статуса: здесь уже давно проводят экскурсии, концерты и всевозможные культурные мероприятия. С восстановлением интерьера Мавританской гостиной Юсуповский дворец приблизился к констатации своего музейного уровня еще на один шаг.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+