18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Палаты раздора

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

Государство медлит со спасением палат Пожарских — самого знаменитого из пустующих памятников в центре Москвы, находящегося в аварийном состоянии. Положение их кажется критическим

В аварийном состоянии находится не только фасад усадьбы, но и большинство помещений. Входить в них теперь небезопасно
В аварийном состоянии находится не только фасад усадьбы, но и большинство помещений. Входить в них теперь небезопасно

Даже в плачевном состоянии главный дом усадьбы — один из самых ценных исторических объектов Москвы. Палаты XVII века, принадлежавшие князю Дмитрию Пожарскому (от них нетронутым остался подвальный этаж, но спускаться туда опасно), при Петре I были расширены, и в 1812-м особняком владел военный губернатор Москвы граф Федор Ростопчин. Лето 1812 года в доме провел Николай Карамзин, сюда привезли раненого князя Багратиона, отсюда был отдан приказ о поджоге столицы. При Советах памятником владели «органы»: ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ… В 1970-х разработали секретный проект реставрации усадьбы на Мясницкой улице. Тогда и покрасили первый этаж главного дома — со сводчатыми потолками на опорах — грязно-голубой краской, какой красили туалеты в школах. О той эпохе напоминают пустые сейфы на втором, парадном этаже, где сохранились барочные амуры, живописные панно, плафоны, кованые перила и мозаика на полу. ФСБ сегодня принадлежит правый флигель, левый — некоему банку и реставрируется. Дом пустует 20 лет — с тех пор, как в 1990-х его перевели в частную собственность и отдали Инкомбанку, которого давно нет, особняк сменил хозяев. ООО «Карс», купившее его в 2005 году, — третий собственник, сразу же погрязший в судах, инициированных государством для изъятия здания (владелец его не реставрировал, хотя и подписал охранное обязательство). По словам представителей компании, подготовка и согласование проекта занимает время, а претензии им стали предъявлять уже чуть ли не через год. Поставленная только что на реставрацию усадьба Тургенева будет восстанавливаться три года, по уже готовому проекту. А она в лучшем состоянии, чем даже тогда были палаты Пожарских. Теперь же они погибают. В 2012 году суд постановил передать объект государству с выплатой компенсации в 276,44 млн руб., но Росимущество до сих пор не приняло особняк на баланс. Нет средств. Доступ в усадьбу закрыт (ограда по сей день в ведении ФСБ); ни бывший собственник, ни гипотетический меценат не могут провести работы хотя бы по консервации. «Кровля прохудилась в нескольких местах, — говорит координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, указывая на дыры в лепном потолке, — и почти в каждом зале есть обрушения». Росимущество обратилось в Минфин с просьбой внести выплаты в бюджет-2016. Но деньги если и выделят, то после Нового года. Пока документы пройдут инстанции, зима кончится. Хорошо, если палаты Пожарских ее переживут. 

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+