18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Палаты раздора

№39
Материал из газеты

Государство медлит со спасением палат Пожарских — самого знаменитого из пустующих памятников в центре Москвы, находящегося в аварийном состоянии. Положение их кажется критическим

Даже в плачевном состоянии главный дом усадьбы — один из самых ценных исторических объектов Москвы. Палаты XVII века, принадлежавшие князю Дмитрию Пожарскому (от них нетронутым остался подвальный этаж, но спускаться туда опасно), при Петре I были расширены, и в 1812-м особняком владел военный губернатор Москвы граф Федор Ростопчин. Лето 1812 года в доме провел Николай Карамзин, сюда привезли раненого князя Багратиона, отсюда был отдан приказ о поджоге столицы. При Советах памятником владели «органы»: ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ… В 1970-х разработали секретный проект реставрации усадьбы на Мясницкой улице. Тогда и покрасили первый этаж главного дома — со сводчатыми потолками на опорах — грязно-голубой краской, какой красили туалеты в школах. О той эпохе напоминают пустые сейфы на втором, парадном этаже, где сохранились барочные амуры, живописные панно, плафоны, кованые перила и мозаика на полу. ФСБ сегодня принадлежит правый флигель, левый — некоему банку и реставрируется. Дом пустует 20 лет — с тех пор, как в 1990-х его перевели в частную собственность и отдали Инкомбанку, которого давно нет, особняк сменил хозяев. ООО «Карс», купившее его в 2005 году, — третий собственник, сразу же погрязший в судах, инициированных государством для изъятия здания (владелец его не реставрировал, хотя и подписал охранное обязательство). По словам представителей компании, подготовка и согласование проекта занимает время, а претензии им стали предъявлять уже чуть ли не через год. Поставленная только что на реставрацию усадьба Тургенева будет восстанавливаться три года, по уже готовому проекту. А она в лучшем состоянии, чем даже тогда были палаты Пожарских. Теперь же они погибают. В 2012 году суд постановил передать объект государству с выплатой компенсации в 276,44 млн руб., но Росимущество до сих пор не приняло особняк на баланс. Нет средств. Доступ в усадьбу закрыт (ограда по сей день в ведении ФСБ); ни бывший собственник, ни гипотетический меценат не могут провести работы хотя бы по консервации. «Кровля прохудилась в нескольких местах, — говорит координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, указывая на дыры в лепном потолке, — и почти в каждом зале есть обрушения». Росимущество обратилось в Минфин с просьбой внести выплаты в бюджет-2016. Но деньги если и выделят, то после Нового года. Пока документы пройдут инстанции, зима кончится. Хорошо, если палаты Пожарских ее переживут. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+