Уникальный стеклярус вновь заблистал

Самый известный интерьер Китайского дворца — Стеклярусный кабинет заблистал первоначальными серебристо-жемчужными оттенками, найденными под поздними наслоениями / гмз Петергоф
Самый известный интерьер Китайского дворца — Стеклярусный кабинет заблистал первоначальными серебристо-жемчужными оттенками, найденными под поздними наслоениями / гмз Петергоф

Музей-заповедник «Петергоф» продолжает реставрацию Китайского дворца дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II в Ораниенбауме. В конце 1970-х годов калориферное отопление пришло в негодность, и до 2009 года, начала реставрационных работ, интерьеры Китайского дворца как следует не протапливались.

«Повсеместная сырость и плесень в интерьерах — две главных проблемы, с которыми столкнулись наши специалисты, — рассказывает директор ООО «Петербургская реставрационная компания» Михаил Ботаковский. — В 2004–2009 годах, еще до начала реставрации парадных комнат, мы провели штукатурные и красочные работы на фасадах, укрепили фундамент с внешней стороны здания, осуществили работы по внешней гидроизоляции, реставрации оконных и дверных заполнений». Также поменяли старую кровлю, беспокоившую дворец постоянными протечками, на новое покрытие из медных листов, провели ремонт стропильной системы. Для нормализации температурно-влажностного режима спроектировали новую отопительную систему с автоматическим управлением. Произвели герметизацию оконных и дверных проемов первого этажа.

Реставрацию интерьеров и ремонт подполий дворца было решено проводить поэтапно. В 2009 году начались первоочередные противоаварийные консервационные работы по декоративной художественной отделке четырех помещений дворца: Большой антикамеры, Зала муз, Голубой гостиной и Стеклярусного кабинета. В целях защиты от повреждений и загрязнений вся живопись — драгоценные работы итальянских мастеров, позолота, камины из искусственного мрамора заклеивались микалентной бумагой. Провели и противогрибковую обработку помещений. В ходе реставрации подполий было принято решение об устройстве противокапиллярной горизонтальной гидроизоляции стен на уровне бетонных перекрытий сводов, что останавливало бы подъем влаги в стенах, а после высыхания стен исключало разрушение конструкций и элементов отделки.

Однако главные сложности реставрации поджидали специалистов в уникальном Стеклярусном кабинете, целиком оформленном вышивкой из стекляруса, сохранившейся с 1760-х годов.

«В Стеклярусном кабинете наши художники сделали расчистки с раскрытием первоначальных цветов на стенах и падугах потолка, по которым впоследствии подобрали соответствующие колера, закончена реставрация плафона, — рассказывает Ботаковский. — На лепном панно над камином, благодаря научным и натурным изысканиям, под побелкой, сделанной в 1946 году, удалось выявить исторический серебристо-жемчужный оттенок, на котором при мерцании света легкая намазная лепка в виде цветов и птиц заиграла, как роскошная вышивка, на фоне стекляруса». Вторую очередь реставрации разделили на три этапа. Один из них включал работы в Гардеробной и Розовой гостиной. В Гардеробной на настенных панелях под снятым холстом обнаружили росписи XVIII века с зелеными живописными калевками и фигурными уголками в духе шинуазри. Благодаря научным и реставрационным изысканиям стенам Гардеробной вернули первоначальные цвета отделки.

В Живописной предопочивальне (так Розовая гостиная называлась в эпоху Екатерины II) при реставрации стен и падуг потолка тоже не обошлось без интересных находок. На четырех выступах — уголках потолка при удалении позднейших наслоений красочного слоя открылась роспись XVIII столетия в виде розеток с фигурными завитками. На падугах потолка под двумя слоями красок (масляной и клеевой) был обнаружен подлинный искусственный мрамор XVIII века. На настенных панелях, как и в Гардеробной, при снятии холста, установленного в послевоенное время, нашли росписи в духе шинуазри. Исполненная в гипсе в 1949 году и не соответствующая историческим данным верхняя центральная часть камина была демонтирована и по архивным фотографиям 1930-х годов воссоздана из искусственного мрамора.

В ходе работ по реставрации уникального паркета Китайского дворца основу щитов укрепили деревянными и металлическими пластинами, а 70% подлинного наборного паркета из редких пород дерева заново приклеили осетровым клеем.

Этим летом впервые после реставрации открыта для посещения Передняя — интерьер, название которого связано с его первоначальным назначением: в XVIII веке здесь располагался вход во дворец. Стены тут украшены холстами с композициями неизвестного художника середины XIX века (Диана и Актеон — на западной, Пейзаж с руинами — на восточной), а потолок венчает живописный плафон XVIII столетия кисти Якопо Гуарана Аполлон и изящные искусства.

В настоящее время завершается реставрация в Большом зале — для посетителей он откроет свои двери в 2016 году. По словам директора «Петербургской реставрационной компании», интерьеры восточной анфилады дворца — Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет Павла — включены в третий и последний этап второй очереди реставрации. Открытие их намечено на 2017 год. «К комнатам, занимающим западную анфиладу, среди которых и личные покои императрицы Екатерины II: Сиреневая гостиная, Малый Китайский кабинет, Большой Китайский кабинет, Малая антикамера, Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная (Кабинет Ротари) и Кабинет Екатерины (Золотой кабинет), — мы сможем приступить через два года», — подытожил Михаил Ботаковский.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+