18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Вся правда восьмидесятника Табенкина. Суровая, но без пафоса

За Львом Табенкиным закрепилось определение «молодой художник 1980-х», хотя живописцу уже исполнилось 63 года. В иерархии, которую придумали «левомосховские» искусствоведы и адепты неофициального искусства и над которой Табенкин нередко подтрунивает в своих работах, его так и относят к восьмидесятникам. По аналогии: коли заявил о себе как «суровостилец» в 1960-е, то ты шестидесятник, коли в 1970-е увлекался метафорами и театрализацией, то семидесятник.

Разумеется, эти определения отдают некоторым сектантством, но какие-то отправные точки для понимания алгоритмов нашего искусства они задают. Только вот восьмидесятников так просто не аттестуешь. Можно лишь сказать, что как финальный аккорд советского (в данном случае левого) искусства они вобрали в себя много от предшествовавших поколений. Лев Табенкин начинал в 1980-е как последователь «сурового стиля» (и в какой-то мере своего отца, шестидесятника Ильи Табенкина). Но камерно, без шестидесятнического пафоса. Животрепещущие проблемы социума он показывал через быт — депрессивные сцены на рынке, в метро, в скучном сером интерьере. Ответом на вопросы дня у него было молчание, правда очень серьезное, даже хмурое. В том числе по цвету.

Насупленный и серьезный художник в середине 1980-х предстал героем советской арт-фронды и потому участником всех видных молодежных выставок того времени. А знаменательный для местного искусства московский аукцион Sotheby’s 1988 года, где в основном продавались русские авангардисты и неофициальные художники 1960–1970-х, поставил на творчестве Табенкина восклицательный знак. Правда, временно.

В перестроечные годы многие художники разбрелись по городам и весям западного мира. Экспрессионизмом наших восьмидесятников больше всего заинтересовались в Германии и в странах Бенилюкса. Ряд вещей Табенкина, представленных на нынешней выставке, как раз и происходит из Германии. И показывается впервые.

Чтобы представить себе мир Льва Табенкина ­1990-х годов, нужно вообразить себе вангоговских Едоков картофеля, которые вдруг пошли гулять по московским базарам и улочкам, по барахолкам и полустанкам. Правда, все это пересказано ими как бы косноязычным и неуклюжим образом. Илья Табенкин уверен, что грубость и неотесанность — синонимы правды. На выставке Время говорить это можно будет проверить. 

Лев Табенкин. Время говорить.
Галерея Art Story. 26 ноября - 24 января

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+