18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шалва Бреус: «Надо меняться вместе с жизнью»

№39
Материал из газеты

Речь Шалвы Бреуса изобилует, казалось бы, далекими от искусства понятиями: техзадание, регламент, бизнес-план. Впрочем, может быть, именно такой системный подход позволяет коллекционеру, основателю Премии Кандинского и фонда BREUS Foundation добиваться успеха в своих начинаниях всего лишь с тремя штатными единицами

Поскольку мы встречаемся в конце года, давайте начнем с подведения итогов. Что было самым важным в 2015 году?

Самым важным явилось то, что мы разработали и утвердили долгосрочную программу работы фонда. И уже в рамках этой программы провели ревизию Премии Кандинского (вручение состоится 10 декабря в Москве), поставили на рельсы издательскую программу и сформулировали план выставочной деятельности на следующие годы. Все это в рамках стратегического плана работы фонда на ближайшие десять лет.

А разве можно в нашей стране что-то планировать на десять лет вперед?

Можно. Даже в самой турбулентной ситуации необходимо планирование. Другое дело, что есть вероятность последующей корректировки планов. У нас она высока.

Почему вы решили провести ревизию Премии Кандинского?

Мы этим занимаемся постоянно. Я уверен, что все в жизни надо периодически подвергать ревизии, переоценке. И в первую очередь самих себя. Любая система, будь то крохотный фонд или огромное государство, начинает деградировать, если теряет гибкость, способность изменяться. Совершенству нет предела. И я повторяю, как мантру: никакой бронзы и позолоты, мы всегда должны быть готовы изменяться, какими бы успешными самим себе ни казались. Изменения происходят и в Премии Кандинского. Если сравнить ее сегодня и девять лет назад, то это хорошо заметно.

И каковы эти изменения?

В этом году существенно расширился состав экспертного совета: туда впервые вошли специалисты из Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга. Результат не заставил себя ждать, и мы получили рекордное количество заявок — более 500. Состав жюри укрепился таким авторитетным специалистом, как директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Также в этом году мы отказались от традиционной выставки лонг-листа номинантов. Очевидно, что выставка, со всеми ее плюсами и минусами, являлась неким срезом современного отечественного искусства, показывала «среднюю температуру по больнице». Кроме того, на протяжении восьми лет она была одной из немногих регулярных выставок современного искусства в стране. Но, увы, она накладывала на нашу главную работу определенные ограничения. Согласно регламенту на премию могли претендовать только вещи, показанные на выставке лонг-листа. К сожалению, не всем прошедшим отбор художникам удавалось представить на выставку свои произведения: у кого-то работы на выставке за рубежом, кто-то не успевает доставить их из другого конца страны, кто-то банально упустил время и так далее. В результате, несмотря на все наши усилия, отдельные работы из лонг-листа не попадали на выставку и оставались за орбитой премии. Как говорил Лев Александрович Кулиджанов, нарушалась «чистота сюжета».

Но, отменяя выставку, вы лишаетесь мощной информационной поддержки, которая обеспечивала внимание к художественному процессу в целом.

Это вопрос приоритетов. Наша главная цель — квалифицированный отбор номинантов и выбор победителей высоким жюри. Все остальное: выставка, церемония или информационная поддержка — лишь инструменты для ее достижения. Если инструмент не годится или мешает достижению главной цели, его меняют на более эффективный. Впрочем, мы нашли выставке номинантов достойную замену.

Какую же?

В новой выставочной программе фонда два крупных направления. Раз в три года мы будем проводить большую обзорную выставку современного отечественного искусства. Своего рода триеннале. Первая выставка запланирована на 2017 год, и мы уже ведем переговоры с потенциальными кураторами. Регулярных обзорных выставок современного искусства у нас в стране никогда не проводилось, и их важность и значение для художественного процесса сложно переоценить. Отмечу только, что такая триеннале позволит дать более объективную картину современной художественной сцены. Сегодня, на мой взгляд, эта картина искажена, в том числе за счет медийных феноменов, претендующих на искусство.

Второе фундаментальное направление — серия персональных выставок крупнейших российских художников, таких как, например, Борис Орлов, Михаил Рогинский, Иван Чуйков. Периодичность — раз в два года. Программа открывается в следующем году 1 сентября в Центральном Манеже персональной выставкой Бориса Орлова. На 2018 год запланирована выставка Комара и Меламида.

Чем вам интересен проект с московским метрополитеном? Он расширяет границы искусства в пространстве?

Существует программа открытия в Москве более 100 новых станций, и, на мой взгляд, их должны украшать современные русские художники. Такие как Эрик Булатов, Борис Орлов, Гриша Брускин и другие. Если этого не сделать, московский метрополитен навсегда останется сталинским. Мы готовы такую программу финансировать.

Вам кажется, люди примут и будут замечать работы актуальных художников в час пик?

Представьте себе «Площадь Революции», «Киевскую» или «Маяковскую», покрытые белым кафелем. Без скульптур, декора, мозаики. Вы бы такое заметили? У вас было бы чувство огромной культурной потери?

Недавно в Неаполе открылось несколько станций метро, полностью оформленных современными художниками. Эти станции быстро стали гордостью города и настоящим подземным музеем, вызывающим огромный международный интерес и привлекающим миллионы туристов.

У нас есть и свой небольшой опыт. Московский музей современного искусства, к радости пассажиров, организовал интересные и смелые выставки прямо в поездах столичного метрополитена. Так что в Москве первые шаги уже сделаны, и «проба пера» была удачной. Я имел возможность изложить свою идею проекта премьер-министру Дмитрию Медведеву, и он ее поддержал. Вышло постановление правительства с соответствующими поручениями. Однако затем все заглохло.

Вы работаете во время отпуска?

«Моя жена, — жаловался Осип Мандельштам, — никак не может понять, что, когда поэт лежит с ногами на диване и смотрит в потолок, он тоже работает». В отпуске я ссылаюсь на эти слова, чтобы оправдать свою лень и полную праздность. Только один раз произошел системный сбой и придумалась Премия Кандинского.

Из чего состоит ваша издательская программа?

В ней три направления. Серия фундаментальных монографий о крупнейших российских художниках, рассчитанная в первую очередь на профессиональную среду и издаваемая на русском и английском языках. Мы уже выпустили первую книгу, посвященную творчеству Бориса Орлова. В декабре этого года искусствовед из США Алла Розенфельд должна сдать нам текст монографии о Комаре и Меламиде. Надеемся увидеть ее на полках магазинов в первой половине следующего года. Готовятся также книги об Эрике Булатове и Иване Чуйкове. В ближайшие десять лет мы планируем монографии о Михаиле Рогинском, Викторе Пивоварове, Илье Кабакове.

Мы рассылаем эти монографии по факультетам искусств крупнейших международных университетов. Наша задача — чтобы студенты или аспиранты, решившие изучать русское современное искусство, имели под рукой профессиональную литературу на английском языке, рассказывающую о крупных российских художниках. Насколько мне известно, когда комиссия в Тейт Модерн принимала решение о закупке в коллекцию работ Бориса Орлова, на столе у них лежала наша монография об этом художнике.

Второе направление — популяризаторское. Это книги о наших художниках по доступной цене, издаваемые большими тиражами. Фокус-группа для этого направления нашей издательской программы — это массовый читатель, школьники, студенты. Статьи для первых двух книг — о творчестве Эрика Булатова (автор Сергей Попов) и Бориса Орлова (автор Екатерина Лазарева) — уже готовы. Мы надеемся увидеть тираж в начале следующего года. Единственное, что нас тормозит в издательской деятельности, — это поиск авторов.

И как вы выходите из этой ситуации?

Находимся в постоянном поиске. Кстати, в Премии Кандинского есть плавающая номинация, призванная закрывать «проблемные участки», требующие особого внимания и поддержки, пусть и такой скромной, как наша. Сегодня это как раз номинация Научная ­работа. История и теория современного ис­кусства.

Вы мыслите техзаданиями и регламентами. Вам комфортно среди творческих людей, которые с трудом поддаются регламентам?

У вас довольно поверхностное впечатление о моем мышлении. Но я полностью согласен с классиком и с вами в том, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Мне очень комфортно в творческой среде. Так же, как и в среде академической или предпринимательской. Может быть, поэтому мы в нашей арт-деятельности справляемся малыми средствами и силами. Основной костяк сотрудников очень маленький, а бюджет — очень скромный.

А кажется, что нескромный.

Вот в этом весь фокус.  


Вручение IX Премии Кандинского
Москва, кинотеатр «Ударник»

10 декабря

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+