18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Южные варвары снова в строю

№38
Материал из газеты

Ранее неизвестные японские ширмы впервые демонстрируются после кропотливой работы по их восстановлению. Рисунки чернилами на бумаге рассказывают об установлении торговых связей между Востоком и Западом в XVI веке

Две только что отреставрированные японские ширмы XVI века вошли в число ключевых экспонатов на выставке в Музее изящ­ных искусств в Бостоне, посвященной влиянию Азии на искусство колониальной Америки, начавшемуся в XVI веке. Прибытие южных варваров по торговым делам (ок. 1600) — пара ширм, авторство которых приписывается Кано Наидзэну. Каждая из них —  рисунок на бумаге, состоящий из шести секторов: на них чернилами, пигментами и золочением изображены прибывшие в Азию португальские купцы. На одной ширме они показаны в Японии, а на другой в Китае — художник изобразил эту страну, в которой никогда не бывал, такой, какой она ему представлялась в фантазиях.

Поначалу «южными варварами» японцы называли только жителей Южной и Юго-Восточной Азии, но когда в 1540-х годах португальцы вступили с Японией в торговые отношения, это название распространилось и на них. «Эти рафинированные изображения помогают нам представить то время, когда торговые связи между Востоком и Западом были еще на самой ранней стадии», — говорит Деннис Карр, куратор коллекций декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

В середине XVI века португальцы экспортировали из Китая, Индии и Японии разные «экзотические» товары, в том числе перец и бело-синий фарфор. «Ширмы находились в частной коллекции в Японии, и об их существовании не было известно, так что их появление на рынке стало большим событием», — говорит Карр. В 2011 году на нью-йоркском Christie’s за $4,8 млн ширмы приобрел  коллекционер, предоставивший их бостонскому музею на выставку.

По словам Филипа Мередита, реставратора японской живописи, ширмами уже занимались около 200 лет назад. «Основы свитков и ширм со временем ломаются; это нормально и не зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживали, — говорит он, сравнивая их с кожаными переплетами старинных книг. — Их желательно заменять каждые 100 лет».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+