18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аниш Капур и его четыре стихии в Москве

Еврейский музей привез четыре знаковых произведения знаменитого британского скульптора

Моя алая родина. 2003. Воск, краска, сталь, двигатель. Photo: Nic Tenwiggenhorn ©Anish Kapoor, 2015
Моя алая родина. 2003. Воск, краска, сталь, двигатель. Photo: Nic Tenwiggenhorn ©Anish Kapoor, 2015

Аниша Капура, 61-летнего британского художника индийского происхождения, вряд ли надо специально представлять. Лауреат престижнейшей британской Премии Тернера, Premio Duemila Венецианской биеннале, где в 1990 году Капур представлял Великобританию. Его выставки проходили на самых известных площадках мира, таких как Гран-пале в Париже, Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао, Королевская академия художеств и галерея Тейт в Лондоне. Теперь пришла очередь и Москвы, где в Еврейском музее в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства открылась первая персональная выставка Аниша Капура Моя алая родина — по названию центрального в экспозиции произведения, созданного в 2003 году. Это монументальная установка диаметром 12 м, состоящая из 25 т кроваво-красного вазелина, который перемалывается гидравлическим двигателем, вращающимся вокруг центра инсталляции. Изначально собирались привезти три произведения Капура, однако путем долгих переговоров экспозиция расширилась до четырех. Но даже то, что выставка все же состоялась, — в общем-то, большое везение. Дело в том, что мастерская Капура сотрудничает только с теми площадками, которые после проведения выставки выкупают хотя бы одну работу.

Минимальная рыночная цена на произведение художника начинается с $800 тыс., и понятно, что Еврейский музей такие условия не устраивали. Но для него сделали исключение — и в Москву из лондонской Lisson Gallery приехало восемь фур с оборудованием и персоналом. «У нас показано несколько масштабных работ Аниша Капура, выполненных в характерных для него материалах и техниках. И хотя возможности нашего экспозиционного пространства ограниченны, можно сказать, что в Москве открылась пусть небольшая, но полноценная ретроспектива художника, поскольку представлены самые знаковые для его творчества с 1990-х по сегодняшний день скульптуры», — говорит шеф-куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

Помимо инсталляции Моя алая родина, на выставке можно увидеть такие известные работы Капура, как S-Curve (2006) — изогнутую зеркальную стальную панель, Мое тело — твое тело (1993) — конус синего цвета, утопающий в плоскости стены, и Убежище (2007) — объект в виде полой полусферы ярко-желтого цвета, помещенной внутри стены.

Конечно, выставка в Еврейском музее и центре толерантности по масштабу весьма уступает тому, что Аниш Капур показывает сейчас в садах Версаля, но сам факт, что наконец и в России состоялась персональная выставка маститого художника, — уже событие, ведь его работы в Москве появлялись всего дважды: на Третьей Московской биеннале современного искусства в Музее современного искусства «Гараж» (масштабная инсталляция Push-Pull II с использованием все того же кроваво-красного воска и жира) и в Baibakov Art Projects на «Красном Октябре».

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+