Аниш Капур и его четыре стихии в Москве

Еврейский музей привез четыре знаковых произведения знаменитого британского скульптора

Моя алая родина. 2003. Воск, краска, сталь, двигатель. Photo: Nic Tenwiggenhorn ©Anish Kapoor, 2015
Моя алая родина. 2003. Воск, краска, сталь, двигатель. Photo: Nic Tenwiggenhorn ©Anish Kapoor, 2015

Аниша Капура, 61-летнего британского художника индийского происхождения, вряд ли надо специально представлять. Лауреат престижнейшей британской Премии Тернера, Premio Duemila Венецианской биеннале, где в 1990 году Капур представлял Великобританию. Его выставки проходили на самых известных площадках мира, таких как Гран-пале в Париже, Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао, Королевская академия художеств и галерея Тейт в Лондоне. Теперь пришла очередь и Москвы, где в Еврейском музее в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства открылась первая персональная выставка Аниша Капура Моя алая родина — по названию центрального в экспозиции произведения, созданного в 2003 году. Это монументальная установка диаметром 12 м, состоящая из 25 т кроваво-красного вазелина, который перемалывается гидравлическим двигателем, вращающимся вокруг центра инсталляции. Изначально собирались привезти три произведения Капура, однако путем долгих переговоров экспозиция расширилась до четырех. Но даже то, что выставка все же состоялась, — в общем-то, большое везение. Дело в том, что мастерская Капура сотрудничает только с теми площадками, которые после проведения выставки выкупают хотя бы одну работу.

Минимальная рыночная цена на произведение художника начинается с $800 тыс., и понятно, что Еврейский музей такие условия не устраивали. Но для него сделали исключение — и в Москву из лондонской Lisson Gallery приехало восемь фур с оборудованием и персоналом. «У нас показано несколько масштабных работ Аниша Капура, выполненных в характерных для него материалах и техниках. И хотя возможности нашего экспозиционного пространства ограниченны, можно сказать, что в Москве открылась пусть небольшая, но полноценная ретроспектива художника, поскольку представлены самые знаковые для его творчества с 1990-х по сегодняшний день скульптуры», — говорит шеф-куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

Помимо инсталляции Моя алая родина, на выставке можно увидеть такие известные работы Капура, как S-Curve (2006) — изогнутую зеркальную стальную панель, Мое тело — твое тело (1993) — конус синего цвета, утопающий в плоскости стены, и Убежище (2007) — объект в виде полой полусферы ярко-желтого цвета, помещенной внутри стены.

Конечно, выставка в Еврейском музее и центре толерантности по масштабу весьма уступает тому, что Аниш Капур показывает сейчас в садах Версаля, но сам факт, что наконец и в России состоялась персональная выставка маститого художника, — уже событие, ведь его работы в Москве появлялись всего дважды: на Третьей Московской биеннале современного искусства в Музее современного искусства «Гараж» (масштабная инсталляция Push-Pull II с использованием все того же кроваво-красного воска и жира) и в Baibakov Art Projects на «Красном Октябре».

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+