18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аниш Капур и его четыре стихии в Москве

Еврейский музей привез четыре знаковых произведения знаменитого британского скульптора

Моя алая родина. 2003. Воск, краска, сталь, двигатель. Photo: Nic Tenwiggenhorn ©Anish Kapoor, 2015
Моя алая родина. 2003. Воск, краска, сталь, двигатель. Photo: Nic Tenwiggenhorn ©Anish Kapoor, 2015

Аниша Капура, 61-летнего британского художника индийского происхождения, вряд ли надо специально представлять. Лауреат престижнейшей британской Премии Тернера, Premio Duemila Венецианской биеннале, где в 1990 году Капур представлял Великобританию. Его выставки проходили на самых известных площадках мира, таких как Гран-пале в Париже, Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао, Королевская академия художеств и галерея Тейт в Лондоне. Теперь пришла очередь и Москвы, где в Еврейском музее в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства открылась первая персональная выставка Аниша Капура Моя алая родина — по названию центрального в экспозиции произведения, созданного в 2003 году. Это монументальная установка диаметром 12 м, состоящая из 25 т кроваво-красного вазелина, который перемалывается гидравлическим двигателем, вращающимся вокруг центра инсталляции. Изначально собирались привезти три произведения Капура, однако путем долгих переговоров экспозиция расширилась до четырех. Но даже то, что выставка все же состоялась, — в общем-то, большое везение. Дело в том, что мастерская Капура сотрудничает только с теми площадками, которые после проведения выставки выкупают хотя бы одну работу.

Минимальная рыночная цена на произведение художника начинается с $800 тыс., и понятно, что Еврейский музей такие условия не устраивали. Но для него сделали исключение — и в Москву из лондонской Lisson Gallery приехало восемь фур с оборудованием и персоналом. «У нас показано несколько масштабных работ Аниша Капура, выполненных в характерных для него материалах и техниках. И хотя возможности нашего экспозиционного пространства ограниченны, можно сказать, что в Москве открылась пусть небольшая, но полноценная ретроспектива художника, поскольку представлены самые знаковые для его творчества с 1990-х по сегодняшний день скульптуры», — говорит шеф-куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

Помимо инсталляции Моя алая родина, на выставке можно увидеть такие известные работы Капура, как S-Curve (2006) — изогнутую зеркальную стальную панель, Мое тело — твое тело (1993) — конус синего цвета, утопающий в плоскости стены, и Убежище (2007) — объект в виде полой полусферы ярко-желтого цвета, помещенной внутри стены.

Конечно, выставка в Еврейском музее и центре толерантности по масштабу весьма уступает тому, что Аниш Капур показывает сейчас в садах Версаля, но сам факт, что наконец и в России состоялась персональная выставка маститого художника, — уже событие, ведь его работы в Москве появлялись всего дважды: на Третьей Московской биеннале современного искусства в Музее современного искусства «Гараж» (масштабная инсталляция Push-Pull II с использованием все того же кроваво-красного воска и жира) и в Baibakov Art Projects на «Красном Октябре».

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+