18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О наболевшем. Луиз Буржуа: женственность, страдание, терпение

№36
Материал из газеты

«Гараж» обещает показать на своей ретроспективе более 80 работ скульптора

Работы Буржуа приезжают в Россию не впервые. В 2001 году большая выставка прошла в Эрмитаже, а две ее скульптуры были представлены там же в рамках биеннале Manifesta 10 в прошлом году. Соорганизатором проекта в «Гараже» стал мюнхенский Haus der Kunst — московская выставка приедет прямиком из Германии. «Современное искусство становится неотъемлемой частью культурного ландшафта России, — говорит главный куратор «Гаража» Кейт Фаул. — Нам было важно организовать масштабный проект одной из самых влиятельных художниц и познакомить с ее работами российскую публику». Экспонатами из Мюнхена выставка не ограничится. Она будет расширена за счет инсталляций из Фонда Луиз Буржуа и из Фонда Истона. Всего на выставке будет более 80 работ знаменитой франко-американской художницы, включающих помимо скульптур картины и графику.

Луиз Буржуа (1911–2010) прожила без малого 100 лет. Родилась в Париже в семье реставратора антикварного текстиля. Жила по соседству с галереей «Градива», открытой гуру сюрреализма Андре Бретоном. С сюрреалистами Буржуа была знакома, но к ним не принадлежала и скорее их недолюбливала. Прочила себе карьеру математика, но поступила в итоге в Школу изящных искусств. Преподаватель Луиз Фернан Леже, рассматривая ее работы, однажды заключил: «Вы не живописец, вы скульптор». В 1938 году Буржуа вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера и вместе с ним переехала в Нью-Йорк. Не успев укорениться в среде европейского модернизма, Буржуа оказалась по другую сторону Атлантики, где ее не особенно радушно принимали как художника, что поначалу подтолкнуло ее к мысли и вовсе оставить занятия искусством. Работы Буржуа появлялись лишь на редких групповых выставках и камерных персональных. И хотя в 1953 году одну из ее скульптур для Музея современного искусства в Нью-Йорке приобрел его основатель Альфред Барр, первой большой ретроспективы в стенах музея художница удостоилась лишь спустя почти 30 лет.

На знаменитом фотопортрете 1982 года Роберта Мэпплторпа Буржуа изображена с работой Маленькая девочка (1968) — продолговатым объектом в форме пениса. Подобные скульптуры — биоморфные, физиологичные и с сексуальными коннотациями — она делала с 50-х, и с ними ее творчество ассоциируется чаще всего. Главными на московской выставке, по словам Кейт Фаул, станут поздние работы Буржуа из серии Клетки. Эти небольшие замкнутые инсталляции, внешне ограниченные металлической сеткой (иногда окнами и дверями из разрушенных зданий), внутри заполнены тряпичными куклами, скорчившимися в спазмах скульптурами, одеждой и загадочной алхимической утварью. «Клетки — это разные проявления боли: физической, эмоциональной, ментальной, — комментировала художница. — Когда человеку больно, он ждет поддержки, но люди, как правило, бегут от него. Моя мать тяжело болела и кашляла кровью; я заботилась о ней, но скрывала от отца ее недуг». Сказанное Луизой о матери — и о женственности в целом — резонирует в самой, пожалуй, знаменитой ее работе — гигантской бронзовой паучихе Мать (1999), которую также привезут в Москву и установят перед входом в музей. «Я из семьи реставраторов, — писала Буржуа. — Паучиха — реставратор. Порви ее паутину, и она не сойдет с ума. Она ее залатает».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+