18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка о дуэлях: роковое мороженое и простреленный мизинец

Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Выставка в Эрмитаже «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» посвящена ритуалу романтизированному, но, в сущности, бессмысленному и беспощадному. Без Пушкина в экспозиции, конечно, не обошлось

Ахилл сражался с Гектором на мечах и копьях во время Троянской войны, то есть не позднее начала XII века до н.э. Серж Лифарь, танцовщик и балетмейстер фехтовал на шпагах с маркизом Жоржем Куэвасом в Париже 30 марта 1958 года. Причиной поединка стал спор об авторских правах. Некоторые очевидцы считали, что дуэль была заранее срежиссирована ее участниками и стала одновременно перформансом и пиар-акцией: дуэли во Франции давно были запрещены, а телевидение вело чуть ли не прямую трансляцию события.

От имени Античности выставку «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря», открывшуюся в Николаевском зале Зимнего дворца, украшают мраморный бюст II века н.э., изображающий бога войны Ареса, этрусская погребальная урна II века до н.э. со сценой битвы (из этих сражений над могилой выросла традиция гладиаторских боев), а также шлем III века до н.э. с нащечниками с изображением Сциллы.

Пистолеты дорожные в футляре. Версальская оружейная фабрика. Мастер Николя-Ноэль Бутэ. Франция, Версаль. 1810. Фото: Государственный Эрмитаж
Пистолеты дорожные в футляре. Версальская оружейная фабрика. Мастер Николя-Ноэль Бутэ. Франция, Версаль. 1810.
Фото: Государственный Эрмитаж

Дуэли в современном понимании появились в XVI веке во Франции. Дрались на всех видах холодного оружия и пистолетах, причем первоначально дуэли на пистолетах были конными. Пара пистолетов с колесными замками изготовлена в 1580-х годах в Аугсбурге. Они достигают почти полуметровой длины, декорированы золоченым растительным орнаментом, ложи выполнены из черного дерева с костяными вставками, изображающими мифологические сюжеты (например, Леду и лебедя).

Картина Геррита ван Сантена «Сражение при Буа-Ле-Дюк» изображает любопытное событие — коллективную дуэль: 5 февраля 1600 года 20 фламандских кирасир бились против 20 французских кавалеристов. Фламандцы потеряли командира, но одержали победу. Этот сюжет был популярен в голландской живописи.

Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

В Эрмитаже хранится уникальная коллекция немецких рапир середины XIX века с проволочными гардами для защиты руки, так называемых корбшлегеров. Такое оружие использовалось в студенческих корпорантских дуэлях. Это были поединки для проверки доблести, а не для защиты чести или правоты в споре. Несколько корбшлегеров представлено на выставке. Их дополняют несколько немецких экспонатов из Музеев Московского Кремля, в частности, пистолетные ольстры и седло.

Важный раздел экспозиции — показ дуэльных традиций в России, истории знаменитых дуэлей. По словам одного из кураторов, ведущего научного сотрудника Эрмитажа Виктора Файбисовича, дуэль настолько противоречивый феномен, что даже заглавия посвященных ему исследований как будто полемизируют друг с другом. Например, замечательная книга Василия Новоселова о дуэлях во Франции называется «Последний довод чести», а содержательный труд Ирины Рейфман о дуэлях в России получил название «Ритуализированная агрессия».

На первом плане — шпага в ножнах. Мастер Жак Терез Лекур. Франция, Париж. 1780–1785. Фото: Государственный Эрмитаж
На первом плане — шпага в ножнах. Мастер Жак Терез Лекур. Франция, Париж. 1780–1785.
Фото: Государственный Эрмитаж

Поводы для дуэлей были чрезвычайно разнообразны. Так, в 1823 году в кондитерской лавке Амбиеля на Невском проспекте офицер Кавалергардского полка Владислав Пусловский заказал себе порцию любимого им красного мороженого. По ошибке мороженое подали штабс-капитану Жандармского полуэскадрона Федору Гедеонову, который съел его не раздумывая. Возникла перепалка, закончившаяся дуэлью Пусловского с братом обидчика, отставным артиллерийским штабс-капитаном Яковом Гедеоновым. Кавалергард убил своего противника наповал.

Множество русских дуэлей проходило под девизом cherchez la femme. Например, знаменитая четверная дуэль в 1817 году. Василий Шереметев дрался с Александром Завадовским из-за своей содержанки, балерины Авдотьи Истоминой, которая, не вынеся дурного характера Шереметева, ушла от него к Завадовскому. Шереметев вызвал на дуэль Завадовского, а его секундант, бретер и будущий декабрист Александр Якубович, вызвал своего визави Александра Грибоедова (тот был косвенно причастен к адюльтеру). На первой дуэли погиб Шереметев, вторая была отложена и состоялась под Тифлисом осенью 1818-го. Якубович прострелил поэту мизинец левой руки.

Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

В проекте о дуэлях не обойтись без Пушкина. На выставке представлены документы, подтверждающие покупку коллекционером Василием Охотниковым в Петербурге в 1842 году за 800 руб. пары пистолетов фирмы Baucheron Pirmet, на которых якобы дрались на дуэли Пушкин с Дантесом. Пройдя через несколько рук, в 1919 году пистолеты оказались в собрании Пушкинского Дома, а теперь находятся в постоянной экспозиции Всероссийского музея А.С.Пушкина на Мойке, 12. Участие этих пистолетов в роковой дуэли не доказано, но и не опровергнуто. На выставке представлена аналогичная пара пистолетов той же фирмы из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Государственный Эрмитаж
«К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря»
До 2 ноября

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
4
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+