18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Персонажи Гарифа Басырова летают не так, как птицы

Гариф Басыров. «Полдень I». Из серии «Обитаемые пейзажи». 1987–1988. Фото: Мультимедиа Арт Музей
Гариф Басыров. «Полдень I». Из серии «Обитаемые пейзажи». 1987–1988.
Фото: Мультимедиа Арт Музей
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Мультимедиа Арт Музей демонстрирует графику Гарифа Басырова, сумевшего с филигранной точностью визуализировать абсурд, который пронизывал 1970–1980-е годы — время, когда творческий подъем художника совпал со всеобщей стагнацией окружающего мира

В наши дни, говоря о советском периоде 1970-х — начала 1980-х годов, все реже используют выражение «эпоха застоя»: оно считается неудачным перестроечным штампом. Но, как тот отрезок истории ни назови, была ему присуща своя специфика. Часы тикали, календари перелистывались, а время будто стояло на месте. Этот феномен явственно выражен в рисунках и офортах московского художника Гарифа Басырова (1944–2004), представленных на выставке «Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее, Москва.

Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей

Упомянутое свойство эпохи Басыров не просто визуализировал, а, можно сказать, увековечил. На листах из серий «Обитаемые пейзажи», «Горожане за городом», «Диалоги», «Спорт», «Космос» почти всегда происходит что-нибудь якобы сюжетное (и даже в серии «Спящие» герои нередко бодрствуют), однако действия персонажей не предполагают ни цели, ни результата. Просто им чего-то в жизни недостает, но они не знают, чего именно, и потому пытаются будировать экзистенцию, оставаясь при этом людьми неотменимо социальными. По виду — типично советскими, хотя Басыров не зря произнес когда-то в беседе-интервью с искусствоведом Галиной Ельшевской фразу: «Что про нас — то и про всех людей».

Гротеск, парадокс и сюр были его инструментами (отнюдь не единственными, уточним). Базовый этот набор происходил во многом из стилистики журнальной и книжной иллюстрации, претерпевшей в 1970-е годы серьезную эволюцию, правда, в отличие от 1960-х, почти подспудную. Вроде бы изменения мог заметить каждый, но на самом деле адресовались они «своей» аудитории. Гариф Басыров много рисовал для журнала «Химия и жизнь», который в брежневские и послебрежневские времена чрезвычайно ценился среди интеллигенции, включая тех, кто химию не смог постичь даже в рамках школьной программы. Ценился, конечно, за качественный научпоп, но прежде всего — за картинки. Некоторые их оригиналы помещены сейчас в витрины наряду с экземплярами «Химии и жизни». Тут можно обнаружить, например, остроумную иллюстрацию Басырова к статье «Вычислительные системы имитируют разум» и подивиться тому, как же давно муссируется означенная тема.

Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей

Однако листы, представленные на стенах, вовсе не иллюстрации, и это важно понимать. Они, во-первых, самодостаточны, не связаны ни с какими текстами, а во-вторых, с трудом поддаются полиграфии. По виртуозности исполнения — штриховке, градуировке цвета, соотнесению форм — эта графика близка к профессиональному совершенству. С этими бы умениями созидать возвышенный, идеализированный мир, а не тот абсурдный, которому Басыров посвятил годы. И все же он долго настаивал на своем: да, неуклюжие фигуры в обволакивающем их пейзаже должны то и дело совершать нечто нелепое, зато страстное. Могут и полететь, пусть тоже нелепо. Речь не про высший пилотаж, а про тайны души.

Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей

Тем не менее в 1990-е художник отринул этот стиль и отказался от прежних героев: социум стал принципиально иным, а ностальгировать попусту Басыров не хотел. Он начал работать не сериями, а проектами, всякий раз меняясь весьма решительно. Последние полтора десятилетия его жизни проиллюстрированы в МАММ лишь одним проектом — «Инкубусы» (1995). Это псевдопортретные скульптурки-ассамбляжи, собранные из дерева, металла и пластика. Похоже, автор задумал построить в итоге другую свою мета­вселенную взамен прежней. Просто не успел.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Гариф Басыров. Другое измерение»
До 22 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+