18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В усадьбе Демидовых показали «Будущее воспоминаний»

Василий Кононов-Гредин. Антиформа номер 16. Инсталляция. 2024.  Фото: Юрий Пальмин
Василий Кононов-Гредин. Антиформа номер 16. Инсталляция. 2024.
Фото: Юрий Пальмин

Выставка современных художников, организованная при поддержке MR Group, сопровождалась образовательной программой, а также экскурсиями по усадьбе и Басманному району

В усадьбе Демидовых на Новой Басманной улице закончила работу выставка-экскурсия «Будущее воспоминаний», организованная креативным бюро «Широта» при поддержке девелоперской компании MR Group. Благодаря проекту, который пользовался невероятной популярностью у зрителей, ранее заброшенный объект культурного наследия федерального значения в стиле классицизм распахнул свои двери для посетителей. В результате сроки проведения выставки несколько раз продлевались, и за полгода работы «Будущее воспоминаний» смогли увидеть 17 тыс. человек, и, вероятно, это был бы не предел, если бы число посетителей не регулировалось в связи с тем, что одновременно там могло находиться ограниченное количество людей.

Стараниями краеведов, историков и сотрудников музея Басманного района для проекта были созданы тематические туры об окрестностях, роде Демидовых и истории их усадьбы. Выставка-экскурсия под кураторством Марии Салиной и Кати Бочавар вдохнула в старинные стены новую жизнь, вместив работы 25 современных художников. Например, в экспозицию вошла инсталляция Ани Желудь под названием «Персональное пространство». Лаконичная работа, созданная из металлических прутьев, представляет собой пустые внутри, будто схематично нарисованные черным карандашом кровать, коврик и тумбу с настольным вентилятором. В соседнем зале расположилась поэтичная инсталляция «Облако и веретено» Леонида Тишкова: художник объединил большое обугленное веретено с нежной белизной облака, выполненного из шерсти. В лифтовые шахты поместили световую инсталляцию Татьяны Баданиной GATE ∞, похожую на пешеходный переход, светящаяся тропинка которой отражается в двух зеркальных стенах. В одном из залов был представлен, как его в шутку окрестили организаторы, «наш Эрмитаж» с «Фанерным Летним садом» Александра Шишкина-Хокусая и серией «Деревянные голландские портреты» Нестора Энгельке, которые выглядели невероятно эффектно на фоне давно не видевших ремонта стен.

Михаил Рубанков. Ящик №2 (Топор). Смешанная техника, инсталляция. 2023.  Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Михаил Рубанков. Ящик №2 (Топор). Смешанная техника, инсталляция. 2023.
Фото: предоставлено пресс-службой проекта

За время работы выставка стала полноценной культурной площадкой. Здесь проводилась образовательная программа, организованная креативным бюро «Широта», включавшая лекции и паблик-токи об истории и архитектуре Басманного района, московском дворянстве и династии предпринимателей Демидовых — всего состоялось 12 публичных мероприятий. Также здесь прошла научная конференция «Современная жизнь исторических памятников», в которой приняли участие руководители музеев, ведущие архитекторы и представители государственных организаций по надзору за историческими зданиями.

В мае экспозицию расширили, открыв второй этаж, где при Демидовых находились парадные залы для балов и собиралось московское дворянство. Там разместились произведения трех современных художников — Аллы Урбан, Василия Кононова-Гредина и Петра Белого. Как раз в пространстве обновленной экспозиции 29 мая прошла научная конференция, включавшая три дискуссионные панели: «Культурные проекты в исторических зданиях: почему это важно», «Вторая жизнь памятника архитектуры: отель, резиденция, гостиничный комплекс», «Стать частью истории: жизнь в памятнике архитектуры».

Алла Урбан. Свет дня расстраивает их. Объект, папиросная бумага, чай, тушь, лаки, смешанная техника. 2025. Фото: Юрий Пальмин
Алла Урбан. Свет дня расстраивает их. Объект, папиросная бумага, чай, тушь, лаки, смешанная техника. 2025.
Фото: Юрий Пальмин

Надо добавить, что, несмотря на то что объект долгое время не использовался, была проведена большая работа по приведению его в порядок и созданию безопасного пространства для посетителей. Таким образом, у тех, кто побывал в особняке Демидовых на этой выставке, была уникальная возможность увидеть здание в состоянии между прошлым и будущим: лишние наслоения были убраны, стены кое-где расчищены до кирпича и дранки, что позволило увидеть изнутри прекрасный образец классицистической архитектуры, который вскоре снова станет жилым.

Нынешний владелец дома Демидовых, о богатой истории которого наша газета уже писала, активно поддерживает культурные институции — MR Group уже начала в усадьбе реставрационные работы. «Как девелопер MR Group видит свою задачу не только в сохранении, но и в развитии исторических пространств. Впереди реконструкция, и совсем скоро этот дом предстанет перед жителями Москвы в обновленном виде. MR Group по-прежнему активно поддерживает культурные инициативы, соединяя архитектуру, эстетику и искусство. Мы верим, что именно так создаются по-настоящему живые и значимые городские пространства», — рассказала Ирина Дзюба, директор по девелопменту и партнер MR Group.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+