18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Альфред Кубин: образы из ночных кошмаров, ставшие искусством

Работа Альфреда Кубина The Oneberry. 1900.  Фото: Eberhard Spangenberg, München/Bildrecht
Работа Альфреда Кубина The Oneberry. 1900.
Фото: Eberhard Spangenberg, München/Bildrecht
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Свои молодые годы этот австрийский художник посвятил эстетизации зла, оказавшись предвестником грядущих войн. При этом себя самого он ощущал нелепым и беспомощным слабаком, способным фиксировать собственные кошмары, но не бороться с ними

На рисунке тушью, открывающем альбом Альфреда Кубина (1877–1959), который вышел в 1952 году под названием «Сумерки», автора несет по воздуху огромный шар, а он показывает нос всему, что остается позади. Поскольку это Кубин, непревзойденный мастер эксцентрики, мы видим не только то, что вполне ожидаемо (например, средневековую усадьбу Цвикледт, где он долгое время жил), но и большого слона — существо, вполне обычное для рисунков этого художника, но не для северной Австрии.

Правда, в ранних работах Кубина, недавно показанных на выставке в венской Альбертине Модерн, подобная возможность улететь не просматривается. Там был представлен еще молодой художник, находящийся под властью своих демонов. Скупая палитра цветов, которую кураторы использовали для оформления выставки (стены были выкрашены в цвета шампанского или бордо, а паспарту выдержаны либо в бордовом, либо в цвете яичной скорлупы), усиливала ощущение, что, пока находишься внутри, ничего внешнего не существует.

Alfred Kubin: The Aesthetics of Evil / Под ред. Elizabeth Dutz. Перевод Steven Lindberg. Hatje Cantz. 232 с.: 180 цв. и ч/б ил. £44. На английском языке
Alfred Kubin: The Aesthetics of Evil / Под ред. Elizabeth Dutz. Перевод Steven Lindberg. Hatje Cantz. 232 с.: 180 цв. и ч/б ил. £44. На английском языке

Каталог выставки можно сравнить с первым томом энциклопедии ужасов Кубина, охватывающим два его ранних десятилетия. Как напоминает нам во вступительной статье Элизабет Дуц, в детстве и юности художнику довелось многое пережить. В десять лет Альфред видел, как умирает его мать и рыдающий отец несет ее тело по дому. Через год после смерти жены старший Кубин женился на ее сестре и, если не считать периодических побоев, почти не уделял внимания сыну, который к тому же подвергался сексуальным домогательствам со стороны более взрослой женщины. Эти впечатления проявились в работе «Утопленница у берега» (около 1900), изображающей полупогруженный в воду труп с гротескно раздутой головой. В 19 лет Альфред Кубин пытался покончить жизнь самоубийством на могиле матери, но его пистолет дал осечку.

Трудно не заметить в ранних рисунках художника крика о помощи. Однако искусствовед Натали Леттнер делает в каталоге акцент на культурном контексте, утверждая, что философские труды Артура Шопенгауэра и Отто Вейнингера, произведения Франсиско Гойи и Франца фон Штука, а также обыкновенная мизогиния стали источником появления в его творчестве непривлекательных женских образов.

В искаженном мире Кубина, объясняет Леттнер, женщины выглядят чудовищами просто потому, что такова их природа, а вот мужчины становятся чудовищами лишь в силу их деяний. Пищей для этого утверждения, вероятно, послужили работы вроде той, что была названа «Каждый день нас посещают сны» (1902–1903). В ней женщина без лица, отрешенная в своей нечеловеческой красоте, плывет по ночному небу, готовая вонзить конечности-кинжалы во все, что попадется на ее пути. Впрочем, в ранних работах Кубина предостаточно и образов, демонстрирующих агрессивную маскулинность. Яркий пример — мускулистый палач с густыми усами, стоящий по колено в крови («Палач», около 1899). Однако гораздо чаще изображаются беспомощные мужчины: разрубаемые на куски, поджариваемые на огне или преследуемые сонмами летающих насекомых с жалами в виде копий. Нет сомнений в том, к какой категории причислял себя художник. В автопортрете «Слабак» (1903) он предстает закутанным в огромное пальто, из-под которого торчат тонкие ноги в башмаках на высоком каблуке. За этой фигурой неопределенного пола возвышается непонятная черная масса. Гора? Куча грязи?

Работа Альфреда Кубина «Война» (около 1918 года).  Фото: Eberhard Spangenberg, München/Bildrecht
Работа Альфреда Кубина «Война» (около 1918 года).
Фото: Eberhard Spangenberg, München/Bildrecht

Но истинная проблема для Кубина заключалась, скорее, не в гендерной принадлежности, а в самих людях. Его образы войны, созданные в начале столетия, действуют отрезвляюще: опустошенная земля, утыканная крестами («Военная игра», около 1900); армия крошечных человечков, послушно марширующих к вратам преисподней («Дорога в ад», около 1900–1901); гигантский обнаженный воин с подковой на поднятой ноге, которая вот-вот обрушится на лес миниатюрных пик («Война», около 1918).

В каталожной статье сомнолог Бригитта Хользингер высказывает предположение, что он, возможно, находил спасение от проблем в психоанализе. Однако, по мнению Зигмунда Фрейда, если правильно толковать смысл своих снов, то они помогают сделать жизнь лучше. Изучая раннее творчество Альфреда Кубина, перестаешь быть так уж уверенным в реальности иной жизни, кроме той, что визуализируется в самых страшных ночных кошмарах. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+