18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок

В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения. Фото: The National Research Council
В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения.
Фото: The National Research Council
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области

Один из первых инструментов, которые Альберто Феличи, реставратор из Управления археологии и изящных искусств Флоренции, использовал для оценки фресок в капелле Бранкаччи, были его руки. Эксперт методично простукивал поверхность фресок, определяя возможные повреждения по небольшим вибрациям и приглушенным звукам. Этот метод подсказывал, где слои — от окрашенной поверхности до штукатурки и арриччио (второй слой штукатурки) — плотно соприкасаются со стеной, а где, напротив, отслаиваются. По словам реставратора, такая техника хороша в самом начале работ для выявления и оценки поврежденных участков.

«Но на этом этапе возникает проблема, — поясняет Феличи. — Реставратор должен обладать достаточной квалификацией, чтобы понять, является ли повреждение прогрессирующим, произошло ли оно за год, неделю или день до того. Ручным методом определить это невозможно». Техника простукивания с ее тактильным взаимодействием с произведениями искусства, как и использование реставрационных лесов для того, чтобы подобраться к потолкам, — это трудоемкий процесс. Эксперты вроде Кристиано Риминези, исследователя из Института науки о наследии Национального исследовательского совета, согласны с тем, что его нужно совершенствовать, добавляя к нему продвинутые способы сбора данных. «Хотя отслоения весьма эффективно можно обнаружить с помощью простукивания, этот метод очень медленный, особенно если у нас большой участок. Степень точности и, соответственно, интерпретации результатов слишком размыта — здесь все зависит от индивидуальных навыков и опыта», — объясняет он.

Тактильные методы, используемые при диагностике состояния фресок, не отменяются, но их могут существенно дополнить мобильные лаборатории. Фото: The National Research Council
Тактильные методы, используемые при диагностике состояния фресок, не отменяются, но их могут существенно дополнить мобильные лаборатории.
Фото: The National Research Council

В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения: Мазолино, Мазаччо и Филиппино Липпи. За 600-летнюю историю церковь пережила несколько существенных перестроек, разрушительный пожар 1771 года и капитальную реставрацию, включавшую восстановление живописи и устранение следов предыдущих, неудачных и даже варварских, реставраций (например, 1990 года, когда Адам и Ева лишились фиговых листочков, дописанных в 1600-х годах).

Нынешняя реставрация стартовала в ноябре 2020-го, когда при плановом осмотре было обнаружено разрушение поверхности фрески. Деньги на проект выделили фонд «Друзья Флоренции» и Фонд Джея Прицкера. Работы завершились в 2024 году, причем на протяжении всего процесса часовня оставалась открытой для публики, хотя внутри были установлены сложные реставрационные леса и временный лифт.

Кристиано Риминези с коллегами попытался применить на этом объекте одновременно сразу три современные технологии, чтобы комплексно исследовать глубокие слои фрески и максимально точно проанализировать их состояние. Речь идет о цифровой голографической спекл-интерферометрии, микроволновой рефлектометрии и инфракрасной термографии. Эти технологии известны среди реставраторов во всем мире благодаря их передовым диагностическим возможностям. Все инструменты точечные и очень транспортабельные. С виду они напоминают передвижную лабораторию с лампами, сигнальными и приемными устройствами на штативах, ноутбуками и другими гаджетами.

Все инструменты точечные и очень транспортабельные. С виду они напоминают передвижную лабораторию. Фото: The National Research Council
Все инструменты точечные и очень транспортабельные. С виду они напоминают передвижную лабораторию.
Фото: The National Research Council

При помощи такого оборудования была проведена диагностика в капелле Бранкаччи. В числе прочего реставраторы сосредоточились на участке фрески Мазолино «Исцеление калеки и воскресение Тавифы» (1424–1428). Исследовалась мужская фигура, написанная на том, что реставраторы называют «джорната» — участке фрески, подготовленном, расписанном и оставленном сохнуть в течение одного дня. Границы таких участков можно точно определить с помощью передовых технологий. Это позволяет получить представление о том, как протекал процесс создания фрески.

Первые данные, полученные с помощью новых методов анализа, указывали на то, что слой под мужской фигурой разрушается. Риминези вернулся в лабораторию, создал макет трещин, полостей и других дефектов стены и снова оценил их с помощью высокотехнологичных инструментов. В итоге реставраторы смогли уточнить результаты первой, ручной экспертизы, выявив проблемные места и повреждения этого участка вплоть до миллиметра.

Помимо точной диагностики, современные технологии позволяют поновому взглянуть на искусство и творческий процесс.  Фото: The National Research Council
Помимо точной диагностики, современные технологии позволяют поновому взглянуть на искусство и творческий процесс.
Фото: The National Research Council

Помимо точной диагностики, современные технологии позволяют по-новому взглянуть на искусство и творческий процесс. «Некоторые из наших открытий настолько неожиданны, что мы все еще сами пытаемся их осмыслить», — говорит Феличи. Усовершенствованные устройства визуализации позволили исследователям увидеть скрытые детали и сделать выводы о палитре и технике создания фресок. По словам Феличи, обычно художники работали с сухой или влажной штукатуркой, используя краски и пигменты, свойственные для каждого этапа. Полученные данные помогли открыть ранее неизвестные текстурные особенности живописного слоя и понять, что изначальная палитра была более богатой, чем видимая в наши дни. «Мы пришли к выводу, что различия между двумя основными техниками не так уж и велики, — подытоживает Феличи. — Художники могли регулировать концентрацию и состав раствора более сложным, комплексным способом».

Исследователи планируют поделиться этими и другими открытиями на апрельской конференции и применить полученные знания для новых проектов реставрации. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+