18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок

В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения. Фото: The National Research Council
В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения.
Фото: The National Research Council
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области

Один из первых инструментов, которые Альберто Феличи, реставратор из Управления археологии и изящных искусств Флоренции, использовал для оценки фресок в капелле Бранкаччи, были его руки. Эксперт методично простукивал поверхность фресок, определяя возможные повреждения по небольшим вибрациям и приглушенным звукам. Этот метод подсказывал, где слои — от окрашенной поверхности до штукатурки и арриччио (второй слой штукатурки) — плотно соприкасаются со стеной, а где, напротив, отслаиваются. По словам реставратора, такая техника хороша в самом начале работ для выявления и оценки поврежденных участков.

«Но на этом этапе возникает проблема, — поясняет Феличи. — Реставратор должен обладать достаточной квалификацией, чтобы понять, является ли повреждение прогрессирующим, произошло ли оно за год, неделю или день до того. Ручным методом определить это невозможно». Техника простукивания с ее тактильным взаимодействием с произведениями искусства, как и использование реставрационных лесов для того, чтобы подобраться к потолкам, — это трудоемкий процесс. Эксперты вроде Кристиано Риминези, исследователя из Института науки о наследии Национального исследовательского совета, согласны с тем, что его нужно совершенствовать, добавляя к нему продвинутые способы сбора данных. «Хотя отслоения весьма эффективно можно обнаружить с помощью простукивания, этот метод очень медленный, особенно если у нас большой участок. Степень точности и, соответственно, интерпретации результатов слишком размыта — здесь все зависит от индивидуальных навыков и опыта», — объясняет он.

Тактильные методы, используемые при диагностике состояния фресок, не отменяются, но их могут существенно дополнить мобильные лаборатории. Фото: The National Research Council
Тактильные методы, используемые при диагностике состояния фресок, не отменяются, но их могут существенно дополнить мобильные лаборатории.
Фото: The National Research Council

В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения: Мазолино, Мазаччо и Филиппино Липпи. За 600-летнюю историю церковь пережила несколько существенных перестроек, разрушительный пожар 1771 года и капитальную реставрацию, включавшую восстановление живописи и устранение следов предыдущих, неудачных и даже варварских, реставраций (например, 1990 года, когда Адам и Ева лишились фиговых листочков, дописанных в 1600-х годах).

Нынешняя реставрация стартовала в ноябре 2020-го, когда при плановом осмотре было обнаружено разрушение поверхности фрески. Деньги на проект выделили фонд «Друзья Флоренции» и Фонд Джея Прицкера. Работы завершились в 2024 году, причем на протяжении всего процесса часовня оставалась открытой для публики, хотя внутри были установлены сложные реставрационные леса и временный лифт.

Кристиано Риминези с коллегами попытался применить на этом объекте одновременно сразу три современные технологии, чтобы комплексно исследовать глубокие слои фрески и максимально точно проанализировать их состояние. Речь идет о цифровой голографической спекл-интерферометрии, микроволновой рефлектометрии и инфракрасной термографии. Эти технологии известны среди реставраторов во всем мире благодаря их передовым диагностическим возможностям. Все инструменты точечные и очень транспортабельные. С виду они напоминают передвижную лабораторию с лампами, сигнальными и приемными устройствами на штативах, ноутбуками и другими гаджетами.

Все инструменты точечные и очень транспортабельные. С виду они напоминают передвижную лабораторию. Фото: The National Research Council
Все инструменты точечные и очень транспортабельные. С виду они напоминают передвижную лабораторию.
Фото: The National Research Council

При помощи такого оборудования была проведена диагностика в капелле Бранкаччи. В числе прочего реставраторы сосредоточились на участке фрески Мазолино «Исцеление калеки и воскресение Тавифы» (1424–1428). Исследовалась мужская фигура, написанная на том, что реставраторы называют «джорната» — участке фрески, подготовленном, расписанном и оставленном сохнуть в течение одного дня. Границы таких участков можно точно определить с помощью передовых технологий. Это позволяет получить представление о том, как протекал процесс создания фрески.

Первые данные, полученные с помощью новых методов анализа, указывали на то, что слой под мужской фигурой разрушается. Риминези вернулся в лабораторию, создал макет трещин, полостей и других дефектов стены и снова оценил их с помощью высокотехнологичных инструментов. В итоге реставраторы смогли уточнить результаты первой, ручной экспертизы, выявив проблемные места и повреждения этого участка вплоть до миллиметра.

Помимо точной диагностики, современные технологии позволяют поновому взглянуть на искусство и творческий процесс.  Фото: The National Research Council
Помимо точной диагностики, современные технологии позволяют поновому взглянуть на искусство и творческий процесс.
Фото: The National Research Council

Помимо точной диагностики, современные технологии позволяют по-новому взглянуть на искусство и творческий процесс. «Некоторые из наших открытий настолько неожиданны, что мы все еще сами пытаемся их осмыслить», — говорит Феличи. Усовершенствованные устройства визуализации позволили исследователям увидеть скрытые детали и сделать выводы о палитре и технике создания фресок. По словам Феличи, обычно художники работали с сухой или влажной штукатуркой, используя краски и пигменты, свойственные для каждого этапа. Полученные данные помогли открыть ранее неизвестные текстурные особенности живописного слоя и понять, что изначальная палитра была более богатой, чем видимая в наши дни. «Мы пришли к выводу, что различия между двумя основными техниками не так уж и велики, — подытоживает Феличи. — Художники могли регулировать концентрацию и состав раствора более сложным, комплексным способом».

Исследователи планируют поделиться этими и другими открытиями на апрельской конференции и применить полученные знания для новых проектов реставрации. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+