18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Москве идут две выставки про один год из жизни Екатерины II

Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» в Музее архитектуры.   Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» в Музее архитектуры.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Столичные музеи вспоминают императрицу, которая 250 лет назад провела в Москве целый год. «Царицыно» и Музей архитектуры совместно подготовили две разные выставки под общим названием «1775 год. Триумф Екатерины»

Одна из самых приятных тем в отечественной истории — эпоха Екатерины Великой. Время расцвета русской культуры и науки, триумфальных походов наших армий, красивых и одновременно талантливых фаворитов (редкий случай!). Вдобавок правление императрицы оказалось долгим и совпало с золотым веком стиля классицизм, что делает этот период эстетически цельным и запоминающимся. Но превыше всего — сама личность Екатерины, человека со многими талантами (от политика до либреттистки) и колоссальным разнообразием интересов. А также весьма специфическим характером и привычками, вдохновляющими писателей и кинематографистов уже не первое столетие. Про кино тут не ошибка: самый ранний фильм о ней, видимо, «Княжна Тараканова» 1910 года, снятый московским отделением «Братьев Пате».

Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. К 250-летию усадьбы Царицыно». Государственный музей-заповедник «Царицыно» Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. К 250-летию усадьбы Царицыно». Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Из-за того, что Екатерина прожила в России более 50 лет (из них две трети на троне), и благодаря тому, что она повлияла на многообразие сфер общественной жизни страны, выбор сюжетов о ней, если хочется сделать выставку, бесконечен. Давно пройден тот этап, когда можно было спроектировать экспозицию под названием «Екатерина Великая и Москва» (1997, Третьяковская галерея), — сегодня темы имеют тенденцию сужаться, кураторам интересно сосредотачиваться на частностях. Вот и этой весной Музей архитектуры и музей-заповедник «Царицыно» подготовили выставочный «диптих», посвященный одному-единственному году жизни Екатерины.

Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. К 250-летию усадьбы Царицыно» в «Царицыно».  Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. К 250-летию усадьбы Царицыно» в «Царицыно».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Это был 1775 год, то есть сейчас 250-летний юбилей тех событий. Для императрицы это было очень важное время. Летом 1774 года был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Османской империей, который ознаменовал большой внешнеполитический успех Российской империи: она получила право вести торговлю и иметь военный флот на Черном море. Победу в русско-турецкой войне Екатерина отметила триумфом в древней столице.

Практически весь 1775 год — с 25 января по 20 декабря — государыня провела в Москве. На Ходынском поле по ее сценарию прошли грандиозные гулянья в честь «мира с Оттоманскою Портою». Вызвав к себе архитектора Василия Баженова, Екатерина распорядилась: «Друг мой, в трех верстах от города есть луг; вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой — Днепр. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставьте Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию».

Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. К 250-летию усадьбы Царицыно». Государственный музей-заповедник «Царицыно» Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. К 250-летию усадьбы Царицыно». Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Театр военных действий был воспроизведен на Ходынке в масштабе (обеденный зал «Азов», бальный зал «Керчь»!), а макеты военных кораблей — в натуральную величину — на них устроили места для почетных гостей, откуда те наблюдали фейерверк. Довольная Екатерина резюмировала: «Таким образом у меня выйдет праздник без вычур, и в нем будет гораздо больше простоты». Насчет вычур можно было бы поспорить, но спорить с государыней — последнее дело.

Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» в Музее архитектуры. Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» в Музее архитектуры.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Не одними праздниками был насыщен график Екатерины. На заседаниях Государственного совета она разрабатывала и внедряла губернскую реформу, а еще купила село Черная Грязь (о чем ниже) и побывала в гостях в 25 дворянских и купеческих домах — некоторые из них сохранились и поныне.

Временный отказ от Петербурга был для Екатерины сознательным идеологическим решением, укрепившим ее связь со страной и старой знатью. Оба музея рассказывают эту политическую историю наглядным языком экспонатов.

Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» в Музее архитектуры. Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» в Музее архитектуры.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Первой из двух кросс-выставочных проектов под общим названием «1775 год. Триумф Екатерины» открылась экспозиция с подзаголовком «Публичное и личное» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. В залах особняка на Воздвиженке, чей стиль так подходит к экспонатам Екатерининской эпохи, рассказывают, как мучилась императрица в Москве, пытаясь подобрать себе нормальную жилплощадь. Дворцы царской эпохи (например, в Коломенском) крайне устарели как морально, так и физически. Дворцы ее предшественников-императоров также не годились. Рисунки и чертежи показывают нам такие утраченные здания, как Старый Кремлевский дворец, Головинский дворец в Покровском-Рубцове и другие. В итоге был стремительно построен деревянный Пречистенский дворец — напротив современного храма Христа Спасителя (а на месте ГМИИ тогда был конюшенный двор). Выставка позволяет заглянуть в повседневную жизнь Екатерины Великой с совершенно неожиданного ракурса и понять, что ее мучения были примерно такими же, как у нас с риелторами, только в тысячу раз сильнее — и дороже!

Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» в Музее архитектуры.   Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» в Музее архитектуры.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Выставка в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» не такая панорамная. Она сосредоточена на конкретном месте и озаглавлена «К 250-летию усадьбы Царицыно» — ведь именно 1775 годом датируется начало возведения царицынского дворца. Приказ об этом, очевидно, был вызван все теми же жилищными мучениями императрицы. И пусть баженовские хоромы в итоге Екатерине не пригодились, все равно она их создательница. Кстати, не забывала она и о благозвучии: место под названием Черная Грязь было переименовано по ее желанию в Царицыно. Указ об этом впервые демонстрируется на выставке. Вообще, в «Царицыно» екатерининской теме посвящено два раздела постоянной экспозиции, но на выставку приехало много предметов из других музеев и архивов. Кроме того, она стала прелюдией к празднованию 40-летия музея-заповедника; в текущем году к этой дате будет приурочено еще несколько мероприятий. 

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
«1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное»
До 13 июля

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«1775 год. Триумф Екатерины. К 250-летию усадьбы Царицыно»
До 17 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+