Одна из самых приятных тем в отечественной истории — эпоха Екатерины Великой. Время расцвета русской культуры и науки, триумфальных походов наших армий, красивых и одновременно талантливых фаворитов (редкий случай!). Вдобавок правление императрицы оказалось долгим и совпало с золотым веком стиля классицизм, что делает этот период эстетически цельным и запоминающимся. Но превыше всего — сама личность Екатерины, человека со многими талантами (от политика до либреттистки) и колоссальным разнообразием интересов. А также весьма специфическим характером и привычками, вдохновляющими писателей и кинематографистов уже не первое столетие. Про кино тут не ошибка: самый ранний фильм о ней, видимо, «Княжна Тараканова» 1910 года, снятый московским отделением «Братьев Пате».
Из-за того, что Екатерина прожила в России более 50 лет (из них две трети на троне), и благодаря тому, что она повлияла на многообразие сфер общественной жизни страны, выбор сюжетов о ней, если хочется сделать выставку, бесконечен. Давно пройден тот этап, когда можно было спроектировать экспозицию под названием «Екатерина Великая и Москва» (1997, Третьяковская галерея), — сегодня темы имеют тенденцию сужаться, кураторам интересно сосредотачиваться на частностях. Вот и этой весной Музей архитектуры и музей-заповедник «Царицыно» подготовили выставочный «диптих», посвященный одному-единственному году жизни Екатерины.
Это был 1775 год, то есть сейчас 250-летний юбилей тех событий. Для императрицы это было очень важное время. Летом 1774 года был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Османской империей, который ознаменовал большой внешнеполитический успех Российской империи: она получила право вести торговлю и иметь военный флот на Черном море. Победу в русско-турецкой войне Екатерина отметила триумфом в древней столице.
Практически весь 1775 год — с 25 января по 20 декабря — государыня провела в Москве. На Ходынском поле по ее сценарию прошли грандиозные гулянья в честь «мира с Оттоманскою Портою». Вызвав к себе архитектора Василия Баженова, Екатерина распорядилась: «Друг мой, в трех верстах от города есть луг; вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой — Днепр. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставьте Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию».
Театр военных действий был воспроизведен на Ходынке в масштабе (обеденный зал «Азов», бальный зал «Керчь»!), а макеты военных кораблей — в натуральную величину — на них устроили места для почетных гостей, откуда те наблюдали фейерверк. Довольная Екатерина резюмировала: «Таким образом у меня выйдет праздник без вычур, и в нем будет гораздо больше простоты». Насчет вычур можно было бы поспорить, но спорить с государыней — последнее дело.
Не одними праздниками был насыщен график Екатерины. На заседаниях Государственного совета она разрабатывала и внедряла губернскую реформу, а еще купила село Черная Грязь (о чем ниже) и побывала в гостях в 25 дворянских и купеческих домах — некоторые из них сохранились и поныне.
Временный отказ от Петербурга был для Екатерины сознательным идеологическим решением, укрепившим ее связь со страной и старой знатью. Оба музея рассказывают эту политическую историю наглядным языком экспонатов.
Первой из двух кросс-выставочных проектов под общим названием «1775 год. Триумф Екатерины» открылась экспозиция с подзаголовком «Публичное и личное» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. В залах особняка на Воздвиженке, чей стиль так подходит к экспонатам Екатерининской эпохи, рассказывают, как мучилась императрица в Москве, пытаясь подобрать себе нормальную жилплощадь. Дворцы царской эпохи (например, в Коломенском) крайне устарели как морально, так и физически. Дворцы ее предшественников-императоров также не годились. Рисунки и чертежи показывают нам такие утраченные здания, как Старый Кремлевский дворец, Головинский дворец в Покровском-Рубцове и другие. В итоге был стремительно построен деревянный Пречистенский дворец — напротив современного храма Христа Спасителя (а на месте ГМИИ тогда был конюшенный двор). Выставка позволяет заглянуть в повседневную жизнь Екатерины Великой с совершенно неожиданного ракурса и понять, что ее мучения были примерно такими же, как у нас с риелторами, только в тысячу раз сильнее — и дороже!
Выставка в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» не такая панорамная. Она сосредоточена на конкретном месте и озаглавлена «К 250-летию усадьбы Царицыно» — ведь именно 1775 годом датируется начало возведения царицынского дворца. Приказ об этом, очевидно, был вызван все теми же жилищными мучениями императрицы. И пусть баженовские хоромы в итоге Екатерине не пригодились, все равно она их создательница. Кстати, не забывала она и о благозвучии: место под названием Черная Грязь было переименовано по ее желанию в Царицыно. Указ об этом впервые демонстрируется на выставке. Вообще, в «Царицыно» екатерининской теме посвящено два раздела постоянной экспозиции, но на выставку приехало много предметов из других музеев и архивов. Кроме того, она стала прелюдией к празднованию 40-летия музея-заповедника; в текущем году к этой дате будет приурочено еще несколько мероприятий.
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
«1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное»
До 13 июля
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«1775 год. Триумф Екатерины. К 250-летию усадьбы Царицыно»
До 17 августа