Открытие Большого Египетского музея в Гизе, первый камень на месте которого был заложен еще в 2002 году, постоянно откладывалось, и вот наконец стало известно, что он распахнет двери 3 июля. Об этом генеральный директор музея Ахмед Гонейм сообщил в ходе интервью на популярном египетском ток-шоу.
Вообще-то 60% самого большого в мире археологического музея уже открыты. Его невероятный масштаб — 500 тыс. кв. м — дает столь необходимое количество воздуха и пространство для установленных здесь древних колоссов, усиливая их величие. Посетители поднимаются по широкому склону, проходят под «парящим обелиском» (вернее, под постаментом, на котором он покоится) и оказываются у входной группы в форме пирамиды, обрамленной иероглифами. Внутри огромного атриума монументальная 3200-летняя статуя Рамсеса II, стоящая на островке посередине неглубокого треугольного бассейна. Величественная лестница, украшенная статуями фараонов, ведет на смотровую площадку с захватывающим видом на пирамиды Гизы. Интерьеры музея пронизывают отголоски древнеегипетского дизайна — от угловых окон до наклонных потолков. Тем временем архитектурная геометрия, которая простирается и в ландшафтные сады, подчеркивает диалог здания с пирамидами — диалог между прошлым и настоящим.
Что насчет коллекции? В январе в музее все еще не хватало его величайшего сокровища — содержимого гробницы Тутанхамона, включая золотую погребальную маску, саркофаг и трон фараона. Перед долгожданным открытием, как говорят в музее, полная коллекция Тутанхамона переедет в специальную галерею.
Курировать собрание из неисчислимого количества предметов, охватывающих пять тысячелетий, — настоящий подвиг. Специальная диаграмма описывает структуру экспозиции: горизонтальная временная шкала прослеживает историю Египта от истоков до греко-римской эпохи, в то время как вертикальное деление обозначает ключевые темы — общество, власть, верования. Планировка настолько ясная, что сориентироваться можно самостоятельно.
Тем не менее множество гидов, говорящих на разных языках, уже водят группы посетителей по залам. Гиды прекрасно подкованы и, как часто бывает у египтян, патриотичны. «Египтяне изобрели пищевые контейнеры!» — восклицает женщина-экскурсовод, указывая на глиняные горшки различных размеров и формы. «Они первыми начали использовать косметику», — говорит она, проходя мимо витрин с инструментами для нанесения сурьмы на глаза. «А еще мы изобрели игры», — улыбается гид, указывая на резную настольную игру.
В чем египтяне действительно преуспели, так это в прославлении своего наследия. И несмотря на бесконечные переносы открытия музея и критику высокой платы за вход (1,2 тыс. египетских фунтов, около $24), музей действительно впечатляет. Его отполированные полы, чистые туалеты, высококачественные рестораны и хорошо укомплектованный сувенирный магазин, полный местных товаров, таких как алебастр из Луксора, керамика из Фаюма и шарфы ручной работы из Сивы, выделяют его на фоне других каирских учреждений и, конечно же, уличной сутолоки снаружи.
Благодаря государственно-частному партнерству с Hassan Allam Holding музей позиционирует себя как культурный центр, стремящийся вносить вклад в местную экономику и поддерживать творческое сообщество. Это отражено в списке культурных программ, которые выходят за рамки работы с музейным собранием. В 2023 году немецко-египетская художница Сюзан Хефуна была приглашена сделать здесь выставку «Следы Египта» — на лестнице с фараонами тогда инсталлировали 28 текстильных изделий, созданных в сотрудничестве с местными мастерами, владеющими древнеегипетским искусством аппликации «хаямия». В ноябре 2024-го в частично открытом музее прошла выставка «Городские пространства Каира. Прошлое, настоящее и будущее». Также он стал местом проведения серии мастер-классов для начинающих классических музыкантов Египта под руководством преподавателей из Лондонского королевского музыкального колледжа.
Когда Большой Египетский музей полностью откроется, он, безусловно, будет чем-то большим, чем просто интересно экспонированная коллекция артефактов. Несомненно и то, что он станет обязательной остановкой на уже хорошо проторенном туристическом маршруте по Египту.