18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Большой Египетский музей откроется в июле

Деревянные фигурки воинов, созданные в XX веке до н.э., в экспозиции Большого Египетского музея.  Фото: Gehad Hamdy/dpa
Деревянные фигурки воинов, созданные в XX веке до н.э., в экспозиции Большого Египетского музея.
Фото: Gehad Hamdy/dpa
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Самый грандиозный в мире археологический музей, который строят в Гизе более 20 лет, близок к полному открытию всех его обширных площадей. В музее подчеркивают: они заинтересованы не только в древних артефактах, но и в современном искусстве

Открытие Большого Египетского музея в Гизе, первый камень на месте которого был заложен еще в 2002 году, постоянно откладывалось, и вот наконец стало известно, что он распахнет двери 3 июля. Об этом генеральный директор музея Ахмед Гонейм сообщил в ходе интервью на популярном египетском ток-шоу.

Вообще-то 60% самого большого в мире археологического музея уже открыты. Его невероятный масштаб — 500 тыс. кв. м — дает столь необходимое количество воздуха и пространство для установленных здесь древних колоссов, усиливая их величие. Посетители поднимаются по широкому склону, проходят под «парящим обелиском» (вернее, под постаментом, на котором он покоится) и оказываются у входной группы в форме пирамиды, обрамленной иероглифами. Внутри огромного атриума монументальная 3200-летняя статуя Рамсеса II, стоящая на островке посередине неглубокого треугольного бассейна. Величественная лестница, украшенная статуями фараонов, ведет на смотровую площадку с захватывающим видом на пирамиды Гизы. Интерьеры музея пронизывают отголоски древнеегипетского дизайна — от угловых окон до наклонных потолков. Тем временем архитектурная гео­метрия, которая простирается и в ландшафтные сады, подчеркивает диалог здания с пирамидами — диалог между прошлым и настоящим.

Невероятный масштаб музея — 500 тыс. кв. м — дает столь необходимое количество воздуха и пространство для установленных здесь древних колоссов, усиливая их величие. Фото: Grand Egyptian Museum
Невероятный масштаб музея — 500 тыс. кв. м — дает столь необходимое количество воздуха и пространство для установленных здесь древних колоссов, усиливая их величие.
Фото: Grand Egyptian Museum

Что насчет коллекции? В январе в музее все еще не хватало его величайшего сокровища — содержимого гробницы Тутанхамона, включая золотую погребальную маску, саркофаг и трон фараона. Перед долгожданным открытием, как говорят в музее, полная коллекция Тутанхамона переедет в специальную галерею.

Курировать собрание из неисчислимого количества предметов, охватывающих пять тысячелетий, — настоящий подвиг. Специальная диаграмма описывает структуру экспозиции: горизонтальная временная шкала прослеживает историю Египта от истоков до греко-римской эпохи, в то время как вертикальное деление обозначает ключевые темы — общество, власть, верования. Планировка настолько ясная, что сориентироваться можно самостоятельно.

Тем не менее множество гидов, говорящих на разных языках, уже водят группы посетителей по залам. Гиды прекрасно подкованы и, как часто бывает у египтян, патриотичны. «Египтяне изобрели пищевые контейнеры!» — восклицает женщина-экскурсовод, указывая на глиняные горшки различных размеров и формы. «Они первыми начали использовать косметику», — говорит она, проходя мимо витрин с инструментами для нанесения сурьмы на глаза. «А еще мы изобрели игры», — улыбается гид, указывая на резную настольную игру.

Лестница, украшенная статуями фараонов, ведет на смотровую площадку с захватывающим видом на пирамиды Гизы.  Фото: Grand Egyptian Museum
Лестница, украшенная статуями фараонов, ведет на смотровую площадку с захватывающим видом на пирамиды Гизы.
Фото: Grand Egyptian Museum

В чем египтяне действительно преуспели, так это в прославлении своего наследия. И несмотря на бесконечные переносы открытия музея и критику высокой платы за вход (1,2 тыс. египетских фунтов, около $24), музей действительно впечатляет. Его отполированные полы, чистые туалеты, высококачественные рестораны и хорошо укомплектованный сувенирный магазин, полный местных товаров, таких как алебастр из Луксора, керамика из Фаюма и шарфы ручной работы из Сивы, выделяют его на фоне других каирских учреждений и, конечно же, уличной сутолоки снаружи.

Благодаря государственно-частному партнерству с Hassan Allam Holding музей позиционирует себя как культурный центр, стремящийся вносить вклад в местную экономику и поддерживать творческое сообщество. Это отражено в списке культурных программ, которые выходят за рамки работы с музейным собранием. В 2023 году немецко-египетская художница Сюзан Хефуна была приглашена сделать здесь выставку «Следы Египта» — на лестнице с фараонами тогда инсталлировали 28 текстильных изделий, созданных в сотрудничестве с местными мастерами, владеющими древнеегипетским искусством аппликации «хаямия». В ноябре 2024-го в частично открытом музее прошла выставка «Городские пространства Каира. Прошлое, настоящее и будущее». Также он стал местом проведения серии мастер-классов для начинающих классических музыкантов Египта под руководством преподавателей из Лондонского королевского музыкального колледжа.

Когда Большой Египетский музей полностью откроется, он, безусловно, будет чем-то большим, чем просто интересно экспонированная коллекция артефактов. Несомненно и то, что он станет обязательной остановкой на уже хорошо проторенном туристическом маршруте по Египту.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+