18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Большой Египетский музей откроется в июле

Деревянные фигурки воинов, созданные в XX веке до н.э., в экспозиции Большого Египетского музея.  Фото: Gehad Hamdy/dpa
Деревянные фигурки воинов, созданные в XX веке до н.э., в экспозиции Большого Египетского музея.
Фото: Gehad Hamdy/dpa
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Самый грандиозный в мире археологический музей, который строят в Гизе более 20 лет, близок к полному открытию всех его обширных площадей. В музее подчеркивают: они заинтересованы не только в древних артефактах, но и в современном искусстве

Открытие Большого Египетского музея в Гизе, первый камень на месте которого был заложен еще в 2002 году, постоянно откладывалось, и вот наконец стало известно, что он распахнет двери 3 июля. Об этом генеральный директор музея Ахмед Гонейм сообщил в ходе интервью на популярном египетском ток-шоу.

Вообще-то 60% самого большого в мире археологического музея уже открыты. Его невероятный масштаб — 500 тыс. кв. м — дает столь необходимое количество воздуха и пространство для установленных здесь древних колоссов, усиливая их величие. Посетители поднимаются по широкому склону, проходят под «парящим обелиском» (вернее, под постаментом, на котором он покоится) и оказываются у входной группы в форме пирамиды, обрамленной иероглифами. Внутри огромного атриума монументальная 3200-летняя статуя Рамсеса II, стоящая на островке посередине неглубокого треугольного бассейна. Величественная лестница, украшенная статуями фараонов, ведет на смотровую площадку с захватывающим видом на пирамиды Гизы. Интерьеры музея пронизывают отголоски древнеегипетского дизайна — от угловых окон до наклонных потолков. Тем временем архитектурная гео­метрия, которая простирается и в ландшафтные сады, подчеркивает диалог здания с пирамидами — диалог между прошлым и настоящим.

Невероятный масштаб музея — 500 тыс. кв. м — дает столь необходимое количество воздуха и пространство для установленных здесь древних колоссов, усиливая их величие. Фото: Grand Egyptian Museum
Невероятный масштаб музея — 500 тыс. кв. м — дает столь необходимое количество воздуха и пространство для установленных здесь древних колоссов, усиливая их величие.
Фото: Grand Egyptian Museum

Что насчет коллекции? В январе в музее все еще не хватало его величайшего сокровища — содержимого гробницы Тутанхамона, включая золотую погребальную маску, саркофаг и трон фараона. Перед долгожданным открытием, как говорят в музее, полная коллекция Тутанхамона переедет в специальную галерею.

Курировать собрание из неисчислимого количества предметов, охватывающих пять тысячелетий, — настоящий подвиг. Специальная диаграмма описывает структуру экспозиции: горизонтальная временная шкала прослеживает историю Египта от истоков до греко-римской эпохи, в то время как вертикальное деление обозначает ключевые темы — общество, власть, верования. Планировка настолько ясная, что сориентироваться можно самостоятельно.

Тем не менее множество гидов, говорящих на разных языках, уже водят группы посетителей по залам. Гиды прекрасно подкованы и, как часто бывает у египтян, патриотичны. «Египтяне изобрели пищевые контейнеры!» — восклицает женщина-экскурсовод, указывая на глиняные горшки различных размеров и формы. «Они первыми начали использовать косметику», — говорит она, проходя мимо витрин с инструментами для нанесения сурьмы на глаза. «А еще мы изобрели игры», — улыбается гид, указывая на резную настольную игру.

Лестница, украшенная статуями фараонов, ведет на смотровую площадку с захватывающим видом на пирамиды Гизы.  Фото: Grand Egyptian Museum
Лестница, украшенная статуями фараонов, ведет на смотровую площадку с захватывающим видом на пирамиды Гизы.
Фото: Grand Egyptian Museum

В чем египтяне действительно преуспели, так это в прославлении своего наследия. И несмотря на бесконечные переносы открытия музея и критику высокой платы за вход (1,2 тыс. египетских фунтов, около $24), музей действительно впечатляет. Его отполированные полы, чистые туалеты, высококачественные рестораны и хорошо укомплектованный сувенирный магазин, полный местных товаров, таких как алебастр из Луксора, керамика из Фаюма и шарфы ручной работы из Сивы, выделяют его на фоне других каирских учреждений и, конечно же, уличной сутолоки снаружи.

Благодаря государственно-частному партнерству с Hassan Allam Holding музей позиционирует себя как культурный центр, стремящийся вносить вклад в местную экономику и поддерживать творческое сообщество. Это отражено в списке культурных программ, которые выходят за рамки работы с музейным собранием. В 2023 году немецко-египетская художница Сюзан Хефуна была приглашена сделать здесь выставку «Следы Египта» — на лестнице с фараонами тогда инсталлировали 28 текстильных изделий, созданных в сотрудничестве с местными мастерами, владеющими древнеегипетским искусством аппликации «хаямия». В ноябре 2024-го в частично открытом музее прошла выставка «Городские пространства Каира. Прошлое, настоящее и будущее». Также он стал местом проведения серии мастер-классов для начинающих классических музыкантов Египта под руководством преподавателей из Лондонского королевского музыкального колледжа.

Когда Большой Египетский музей полностью откроется, он, безусловно, будет чем-то большим, чем просто интересно экспонированная коллекция артефактов. Несомненно и то, что он станет обязательной остановкой на уже хорошо проторенном туристическом маршруте по Египту.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+