18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Илья Кабаков, собеседник и вольный импровизатор

Илья Кабаков.  Фото: Юрий Рост
Илья Кабаков.
Фото: Юрий Рост
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

У двух новых книг общий главный герой, хотя он в обоих случаях не является единственным действующим лицом. Прогуливаясь в компании журналиста Юрия Роста и рефлексируя на разные темы со своими идейными единомышленниками, Кабаков остается Кабаковым

Обе книги объединяет личность Ильи Кабакова (1933–2023) — великого художника, покинувшего мир меньше двух лет назад. Один из важных персонажей «Триалогов», составленных Михаилом Эпштейном, он — больше чем участник, главное действующее лицо «Двух прогулок» журналиста Юрия Роста. Оба книжных проекта начались в Москве 1980-х с главной советской роскоши — разговоров, общения, бесед.

Альбом «Две прогулки» отталкивается от первой, 1986 года, прогулки — от квартиры Юрия Роста на Чистых прудах, чаепития на его балконе до мастерской Кабакова, чердака в доме страхового общества «Россия», через летний город, пустынную августовскую Москву. С последующими главами и фотографиями, сделанными в 2010–2012 годах, ее связывает немного ностальгический текст-комментарий с маршрутом: где шли, что видели, куда заглядывали, куда и отчего не заходили (хозяева были на даче). Почти случайный эпизод плавно перетекает из Москвы в Нью-Йорк, в новый дом, большую мастерскую, ширится и растет, превращаясь в пространные интервью, разговоры обо всем: о маме, советской школе, устройстве художественной жизни — в СССР и на Западе, об отъезде, строительстве инсталляций, природе живописи… о страхе, неуверенности, шуме… реализме, импрессионизме, Малевиче… мифах и телевизионных передачах… утопии и искренности. Кажется, книга вместила все, что хотел сказать о себе Кабаков (в том числе многое из того, что сказано было раньше). Меньше всего — про собственное искусство, но Росту всегда интереснее люди, его создающие, нежели оно само. И в текстах, и на множестве фотографий в этом альбоме, эффектно смонтированном художником Борисом Трофимовым, доминирует образ Ильи Кабакова.

Рост Ю. Две прогулки с Ильей Кабаковым. М.: Искусство — XXI век, 2024. 344 с., ил.
Рост Ю. Две прогулки с Ильей Кабаковым. М.: Искусство — XXI век, 2024. 344 с., ил.

«Триалоги» начинаются чуть раньше, в 1982-м, и тоже с документов — публикации «импровизаций», разговоров трех интеллектуалов — Ильи Кабакова, Иосифа Бакштейна и Михаила Эпштейна, происходивших на Малой Грузинской, в квартире художницы Ирины Наховой. У триалогов был согласованный регламент: участники по очереди предлагали тему, около двух часов отводилось на раздумья и тексты, затем их обсуждали, комментировали, импровизировали, чтобы расстаться «примерно в 11 часов вечера… сложив все исписанные листы для передачи машинистке» (о вечности никто не забывал даже в условиях ограниченного ресурса).

Почти год, с мая 1982-го по апрель 1983-го, разворачивая темы в самых разных направлениях, участники «импровизаций» исследовали советскую мифологию. Заглядывая в прошлое, угадывая будущее, анализируя единственную хорошо известную им реальность, противопоставляя ее незнакомой им «норме» цивилизованного общества, упоминая классиков и ныне забытых авторов, а также реалии, которые поймет лишь тот, кто видел, вроде овощебазы.

Михаил Эпштейн, Иосиф Бакштейн, Илья Кабаков. Триалоги: Импровизации на свободные темы / Составление, комментарии, публикация М. Эпштейна. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 216 с.
Михаил Эпштейн, Иосиф Бакштейн, Илья Кабаков. Триалоги: Импровизации на свободные темы / Составление, комментарии, публикация М. Эпштейна. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 216 с.

Первой темой стал предложенный Ильей Кабаковым «Мусор». Одна из основ его персональной мифологии неожиданно приобрела экологическую трактовку в эссе Эпштейна. Следующую тему — «О судьбе» — предложил Иосиф Бакштейн. Неведомая еще участникам, она оказалась к ним благосклонна, когда десятилетие спустя выяснилось, что «та дорога, которую „мы“ имеем в виду, действительно „дорога“, а у них „сверху“ — не „та“ дорога» (Илья Кабаков). Обсуждение «вечной темы» — «Инородцы в культуре» — затянулось, «Хоккей» обсудили быстро. В «Триалогах» много советской археологии, важных для Ильи Кабакова сюжетов (он предлагал их больше всех): говорили о складе, сумке, парке культуры и отпуске, об эпосе и истерии. В возникшем разговоре о профессии каждый немного рассказал о себе: Бакштейн объяснил полезность социологии; Эпштейн — позицию советского литературоведа — обманщика Чичикова; Кабаков — основы профессионализма в иллюстрировании детских книг.

Илья Кабаков, Юрий Рост.  Фото: Юрий Рост
Илья Кабаков, Юрий Рост.
Фото: Юрий Рост

Прогулка, зафиксированная Юрием Ростом, и встречи на Малой Грузинской происходили в советском вакууме, как вещи в себе и для себя. Должны были и могли бы сохраняться лишь в узком кругу изолированной, насыщенной смыслами формой, абсолютно свободными (их авторы не думали о выставках, книгах и публикациях — только о процессе). Если бы не случилось чудо, не вмешалась судьба, о которой много знал Илья Кабаков уже летом 1982-го: «Да, конечно, нужны старания, много действующих на одной площадке лиц, большая масса их „продуктов“, изделий, носорожье постоянство и упрямство, уникальность и „новизна“ самого времени, определенная „центральность“ места действия — но всего этого, как кажется, недостаточно. Нужно „попадание“ судьбы в эту копошащуюся кучу надежд, дел, ссор, чтобы весь этот сор зажечь и он стал виден и почти получил „имя“, „вид знака“ — попадания горящей спички, что ли. Вот это то, что и хочется назвать везением, счастьем, „судьбой“, — но это „получить“ и „вызвать“ человеческими силами невозможно».

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+