18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Илья Кабаков, собеседник и вольный импровизатор

Илья Кабаков.  Фото: Юрий Рост
Илья Кабаков.
Фото: Юрий Рост
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

У двух новых книг общий главный герой, хотя он в обоих случаях не является единственным действующим лицом. Прогуливаясь в компании журналиста Юрия Роста и рефлексируя на разные темы со своими идейными единомышленниками, Кабаков остается Кабаковым

Обе книги объединяет личность Ильи Кабакова (1933–2023) — великого художника, покинувшего мир меньше двух лет назад. Один из важных персонажей «Триалогов», составленных Михаилом Эпштейном, он — больше чем участник, главное действующее лицо «Двух прогулок» журналиста Юрия Роста. Оба книжных проекта начались в Москве 1980-х с главной советской роскоши — разговоров, общения, бесед.

Альбом «Две прогулки» отталкивается от первой, 1986 года, прогулки — от квартиры Юрия Роста на Чистых прудах, чаепития на его балконе до мастерской Кабакова, чердака в доме страхового общества «Россия», через летний город, пустынную августовскую Москву. С последующими главами и фотографиями, сделанными в 2010–2012 годах, ее связывает немного ностальгический текст-комментарий с маршрутом: где шли, что видели, куда заглядывали, куда и отчего не заходили (хозяева были на даче). Почти случайный эпизод плавно перетекает из Москвы в Нью-Йорк, в новый дом, большую мастерскую, ширится и растет, превращаясь в пространные интервью, разговоры обо всем: о маме, советской школе, устройстве художественной жизни — в СССР и на Западе, об отъезде, строительстве инсталляций, природе живописи… о страхе, неуверенности, шуме… реализме, импрессионизме, Малевиче… мифах и телевизионных передачах… утопии и искренности. Кажется, книга вместила все, что хотел сказать о себе Кабаков (в том числе многое из того, что сказано было раньше). Меньше всего — про собственное искусство, но Росту всегда интереснее люди, его создающие, нежели оно само. И в текстах, и на множестве фотографий в этом альбоме, эффектно смонтированном художником Борисом Трофимовым, доминирует образ Ильи Кабакова.

Рост Ю. Две прогулки с Ильей Кабаковым. М.: Искусство — XXI век, 2024. 344 с., ил.
Рост Ю. Две прогулки с Ильей Кабаковым. М.: Искусство — XXI век, 2024. 344 с., ил.

«Триалоги» начинаются чуть раньше, в 1982-м, и тоже с документов — публикации «импровизаций», разговоров трех интеллектуалов — Ильи Кабакова, Иосифа Бакштейна и Михаила Эпштейна, происходивших на Малой Грузинской, в квартире художницы Ирины Наховой. У триалогов был согласованный регламент: участники по очереди предлагали тему, около двух часов отводилось на раздумья и тексты, затем их обсуждали, комментировали, импровизировали, чтобы расстаться «примерно в 11 часов вечера… сложив все исписанные листы для передачи машинистке» (о вечности никто не забывал даже в условиях ограниченного ресурса).

Почти год, с мая 1982-го по апрель 1983-го, разворачивая темы в самых разных направлениях, участники «импровизаций» исследовали советскую мифологию. Заглядывая в прошлое, угадывая будущее, анализируя единственную хорошо известную им реальность, противопоставляя ее незнакомой им «норме» цивилизованного общества, упоминая классиков и ныне забытых авторов, а также реалии, которые поймет лишь тот, кто видел, вроде овощебазы.

Михаил Эпштейн, Иосиф Бакштейн, Илья Кабаков. Триалоги: Импровизации на свободные темы / Составление, комментарии, публикация М. Эпштейна. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 216 с.
Михаил Эпштейн, Иосиф Бакштейн, Илья Кабаков. Триалоги: Импровизации на свободные темы / Составление, комментарии, публикация М. Эпштейна. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 216 с.

Первой темой стал предложенный Ильей Кабаковым «Мусор». Одна из основ его персональной мифологии неожиданно приобрела экологическую трактовку в эссе Эпштейна. Следующую тему — «О судьбе» — предложил Иосиф Бакштейн. Неведомая еще участникам, она оказалась к ним благосклонна, когда десятилетие спустя выяснилось, что «та дорога, которую „мы“ имеем в виду, действительно „дорога“, а у них „сверху“ — не „та“ дорога» (Илья Кабаков). Обсуждение «вечной темы» — «Инородцы в культуре» — затянулось, «Хоккей» обсудили быстро. В «Триалогах» много советской археологии, важных для Ильи Кабакова сюжетов (он предлагал их больше всех): говорили о складе, сумке, парке культуры и отпуске, об эпосе и истерии. В возникшем разговоре о профессии каждый немного рассказал о себе: Бакштейн объяснил полезность социологии; Эпштейн — позицию советского литературоведа — обманщика Чичикова; Кабаков — основы профессионализма в иллюстрировании детских книг.

Илья Кабаков, Юрий Рост.  Фото: Юрий Рост
Илья Кабаков, Юрий Рост.
Фото: Юрий Рост

Прогулка, зафиксированная Юрием Ростом, и встречи на Малой Грузинской происходили в советском вакууме, как вещи в себе и для себя. Должны были и могли бы сохраняться лишь в узком кругу изолированной, насыщенной смыслами формой, абсолютно свободными (их авторы не думали о выставках, книгах и публикациях — только о процессе). Если бы не случилось чудо, не вмешалась судьба, о которой много знал Илья Кабаков уже летом 1982-го: «Да, конечно, нужны старания, много действующих на одной площадке лиц, большая масса их „продуктов“, изделий, носорожье постоянство и упрямство, уникальность и „новизна“ самого времени, определенная „центральность“ места действия — но всего этого, как кажется, недостаточно. Нужно „попадание“ судьбы в эту копошащуюся кучу надежд, дел, ссор, чтобы весь этот сор зажечь и он стал виден и почти получил „имя“, „вид знака“ — попадания горящей спички, что ли. Вот это то, что и хочется назвать везением, счастьем, „судьбой“, — но это „получить“ и „вызвать“ человеческими силами невозможно».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+