18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Илья Кабаков, собеседник и вольный импровизатор

Илья Кабаков.  Фото: Юрий Рост
Илья Кабаков.
Фото: Юрий Рост
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

У двух новых книг общий главный герой, хотя он в обоих случаях не является единственным действующим лицом. Прогуливаясь в компании журналиста Юрия Роста и рефлексируя на разные темы со своими идейными единомышленниками, Кабаков остается Кабаковым

Обе книги объединяет личность Ильи Кабакова (1933–2023) — великого художника, покинувшего мир меньше двух лет назад. Один из важных персонажей «Триалогов», составленных Михаилом Эпштейном, он — больше чем участник, главное действующее лицо «Двух прогулок» журналиста Юрия Роста. Оба книжных проекта начались в Москве 1980-х с главной советской роскоши — разговоров, общения, бесед.

Альбом «Две прогулки» отталкивается от первой, 1986 года, прогулки — от квартиры Юрия Роста на Чистых прудах, чаепития на его балконе до мастерской Кабакова, чердака в доме страхового общества «Россия», через летний город, пустынную августовскую Москву. С последующими главами и фотографиями, сделанными в 2010–2012 годах, ее связывает немного ностальгический текст-комментарий с маршрутом: где шли, что видели, куда заглядывали, куда и отчего не заходили (хозяева были на даче). Почти случайный эпизод плавно перетекает из Москвы в Нью-Йорк, в новый дом, большую мастерскую, ширится и растет, превращаясь в пространные интервью, разговоры обо всем: о маме, советской школе, устройстве художественной жизни — в СССР и на Западе, об отъезде, строительстве инсталляций, природе живописи… о страхе, неуверенности, шуме… реализме, импрессионизме, Малевиче… мифах и телевизионных передачах… утопии и искренности. Кажется, книга вместила все, что хотел сказать о себе Кабаков (в том числе многое из того, что сказано было раньше). Меньше всего — про собственное искусство, но Росту всегда интереснее люди, его создающие, нежели оно само. И в текстах, и на множестве фотографий в этом альбоме, эффектно смонтированном художником Борисом Трофимовым, доминирует образ Ильи Кабакова.

Рост Ю. Две прогулки с Ильей Кабаковым. М.: Искусство — XXI век, 2024. 344 с., ил.
Рост Ю. Две прогулки с Ильей Кабаковым. М.: Искусство — XXI век, 2024. 344 с., ил.

«Триалоги» начинаются чуть раньше, в 1982-м, и тоже с документов — публикации «импровизаций», разговоров трех интеллектуалов — Ильи Кабакова, Иосифа Бакштейна и Михаила Эпштейна, происходивших на Малой Грузинской, в квартире художницы Ирины Наховой. У триалогов был согласованный регламент: участники по очереди предлагали тему, около двух часов отводилось на раздумья и тексты, затем их обсуждали, комментировали, импровизировали, чтобы расстаться «примерно в 11 часов вечера… сложив все исписанные листы для передачи машинистке» (о вечности никто не забывал даже в условиях ограниченного ресурса).

Почти год, с мая 1982-го по апрель 1983-го, разворачивая темы в самых разных направлениях, участники «импровизаций» исследовали советскую мифологию. Заглядывая в прошлое, угадывая будущее, анализируя единственную хорошо известную им реальность, противопоставляя ее незнакомой им «норме» цивилизованного общества, упоминая классиков и ныне забытых авторов, а также реалии, которые поймет лишь тот, кто видел, вроде овощебазы.

Михаил Эпштейн, Иосиф Бакштейн, Илья Кабаков. Триалоги: Импровизации на свободные темы / Составление, комментарии, публикация М. Эпштейна. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 216 с.
Михаил Эпштейн, Иосиф Бакштейн, Илья Кабаков. Триалоги: Импровизации на свободные темы / Составление, комментарии, публикация М. Эпштейна. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 216 с.

Первой темой стал предложенный Ильей Кабаковым «Мусор». Одна из основ его персональной мифологии неожиданно приобрела экологическую трактовку в эссе Эпштейна. Следующую тему — «О судьбе» — предложил Иосиф Бакштейн. Неведомая еще участникам, она оказалась к ним благосклонна, когда десятилетие спустя выяснилось, что «та дорога, которую „мы“ имеем в виду, действительно „дорога“, а у них „сверху“ — не „та“ дорога» (Илья Кабаков). Обсуждение «вечной темы» — «Инородцы в культуре» — затянулось, «Хоккей» обсудили быстро. В «Триалогах» много советской археологии, важных для Ильи Кабакова сюжетов (он предлагал их больше всех): говорили о складе, сумке, парке культуры и отпуске, об эпосе и истерии. В возникшем разговоре о профессии каждый немного рассказал о себе: Бакштейн объяснил полезность социологии; Эпштейн — позицию советского литературоведа — обманщика Чичикова; Кабаков — основы профессионализма в иллюстрировании детских книг.

Илья Кабаков, Юрий Рост.  Фото: Юрий Рост
Илья Кабаков, Юрий Рост.
Фото: Юрий Рост

Прогулка, зафиксированная Юрием Ростом, и встречи на Малой Грузинской происходили в советском вакууме, как вещи в себе и для себя. Должны были и могли бы сохраняться лишь в узком кругу изолированной, насыщенной смыслами формой, абсолютно свободными (их авторы не думали о выставках, книгах и публикациях — только о процессе). Если бы не случилось чудо, не вмешалась судьба, о которой много знал Илья Кабаков уже летом 1982-го: «Да, конечно, нужны старания, много действующих на одной площадке лиц, большая масса их „продуктов“, изделий, носорожье постоянство и упрямство, уникальность и „новизна“ самого времени, определенная „центральность“ места действия — но всего этого, как кажется, недостаточно. Нужно „попадание“ судьбы в эту копошащуюся кучу надежд, дел, ссор, чтобы весь этот сор зажечь и он стал виден и почти получил „имя“, „вид знака“ — попадания горящей спички, что ли. Вот это то, что и хочется назвать везением, счастьем, „судьбой“, — но это „получить“ и „вызвать“ человеческими силами невозможно».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+