Режиссер Тим Бёртон так описывает себя в детстве: «Я черпал утешение в своих персонажах. Было ощущение, что все вокруг странное и чужое, а ты пытаешься примириться с жизнью». Опираясь на личный архив Бёртона, книга «Создавая миры» прослеживает, как режиссер, используя особый визуальный язык, вдохновленный готической литературой, модернистским и футуристическим искусством, классическими ужасами, кинематографом немецкого экспрессионизма и дешевой фантастикой, привнес в современное кино и искусство готическую чувствительность.
Мария Маклинток, редактор книги и куратор одноименной выставки в лондонском Музее дизайна (до 21 апреля), выходит за рамки ранних фильмов, по которым режиссер наиболее известен, таких как «Битлджус» (1988), «Бэтмен» (1989) и «Эдвард Руки-Ножницы» (1990), чтобы показать диапазон Бёртона как иллюстратора, художника, фотографа, помещая его интерес к готике в социально-политический контекст.
Тим Бёртон родился в 1958 году в Бербанке — тихом респектабельном пригороде Лос-Анджелеса, буквально в тени надписи «Голливуд» — и вырос в семье, которая точно соответствовала конформистским стандартам американской мечты. Поклонники «Эдварда Руки-Ножницы» и «Битлджуса» узнают эту среду, из которой самые запоминающиеся герои Бёртона пытаются вырваться.
Юный Тим проявлял талант. Однажды выиграл конкурс плакатов. И дни напролет проводил в одиночестве в своей комнате или на заднем дворе, рисуя простенькую мультипликацию. Его первый фильм, получивший признание, «Остров доктора Агора» (1971), по мотивам романа Герберта Уэллса, включал кадры животных в клетках, которых подросток тайно снимал в зоопарке Лос-Анджелеса. В интервью, опубликованном в книге, Бёртон рассказывает, что искусство сыграло в его жизни роль терапии. «В детстве я был интровертом: не слишком общительным, поэтому рисование стало моим способом выражения мыслей и чувств, которые мне было трудно сформулировать вербально».
Во время учебы в Калифорнийском институте искусств Бёртон заинтересовался иллюстрацией и покадровой анимацией. Позднее был принят в кинокомпанию Disney, однако оказалось, что там нужно быть человеком с корпоративным складом ума и задачи, поставленные перед ним, не сочетались с его собственным видением, в котором он не хотел идти на компромисс. Руководство компании перенаправило его на работу над фантастическим приключенческим фильмом «Черный котел» (1985), но в итоге наработки Бёртона не вошли в финальную версию.
«Создавая миры» фокусируется на изобретательности декораций и сложной раскадровке ранних фильмов, несовершенном, но смелом подходе к созданию авторских миров. Надо заметить, что поздний период в карьере Бёртона отмечен несколькими неудачами. Например, «Алиса в Cтране чудес» (2010), снятая в 3D, считается одним из самых уродливых фильмов в истории. Бёртон максимально хорош в тех случаях, когда все будто склеено скотчем, а декорации могут рухнуть в любой момент. Блеск компьютерных изображений никогда ему не подходил.
Составителям книги, возможно, стоило бы критичнее относиться к этому позднему периоду. Но влияние режиссера на современную эстетику в целом очевидно, и оно выходит далеко за рамки кино. Целый ряд творческих людей — от рок-звезд до иллюстраторов детских книг и модельеров, таких как Эди Слиман и Иссей Мияке, — опирался на эстетику Бёртона, заимствуя его чувствительность и используя его персонажей и темы в качестве вдохновения.