18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Диалектика дизайна: единство и борьба проектных намерений

Марсель Брейер. Четыре приставных столика. Около 1926. Фото: Collection Büscher, Cologne.
Марсель Брейер. Четыре приставных столика. Около 1926.
Фото: Collection Büscher, Cologne.
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Две француженки, Катрин Жель и Клер Брюне, в совместной книге «Дизайн. История, концепции, конфликты» добираются до сути самого понятия и смыслов профессии. Для этого соавторам понадобились и обширная эрудиция, и критический взгляд на предмет в целом

Каждый день почтовые ящики и соцсети пополняются очередными списками с объектами дизайна: чем обставить квартиры и дома, как декорировать стол, что, кому и на какой праздник подарить. Калейдоскоп новых брендов, авторов, предметов, коллекций. Просмотр соблазнительных фотографий интерьеров со всего мира и чтение заметок с тематических выставок как возможность приятно провести время. Все это дизайн. Но только его часть.

Дизайн — сложная система. Ее рассмотрению посвящена книга Катрин Жель и Клер Брюне «Дизайн. История, концепции, конфликты». Обе они историки и теоретики дизайна, обе работают в Центре изучения дизайна Университета Париж-Сакле и участвуют в онлайн-проекте problemata.org, посвященном теории, истории и критике дизайна. Их книга на французском языке вышла в 2023 году. Академический опыт авторов чувствуется в особом характере текста: больше всего он напоминает беседу двух интеллектуалок, понимающих друг друга с полуслова, свободно ориентирующихся во всевозможных философских, социально-политических концепциях и теориях. Перевод на русский делает их диалог куда более понятным для непосвященных.

Жель К., Брюне К. Дизайн. История, концепции, конфликты. М.: Музей современного искусств «Гараж», 2025. 384 с., ил.
Жель К., Брюне К. Дизайн. История, концепции, конфликты. М.: Музей современного искусств «Гараж», 2025. 384 с., ил.

Это не антология, не энциклопедия, не сборник рассказов о каноничных предметах, а книга-эксперимент, книга-манифест. Повествование подобно прожектору, который выхватывает из исторического облака отдельные события, имена, дискуссии, идеи. Сила этого труда — в тотальном критическом взгляде на предмет изучения. С опорой на хронологию, начиная с 1850-х годов и заканчивая современностью, авторы выясняют, чем был дизайн в каждый исторический момент.

Как дисциплина он обязан своим появлением процессам механизации, индустриализации, разделения труда. Объект дизайна как самоценный предмет возникает, среди многих причин, из-за разочарования в возможности глобального планирования и тотального преображения среды. В разные времена дизайнер объединял в себе функции рабочего, предпринимателя, художника, исследователя-изобретателя. Он становился то звездой, то штатной единицей. Его возможности подобно маятнику колеблются от стилизации и декорирования до фундаментальных преобразований жизни. А появление феномена «дизайн-мышления» и вовсе размыло границы профессии: дизайнером стал каждый. Функции и формы предметов выражают политические движения, социальные проблемы и надежды, культурные течения. Нужно только научиться видеть и читать их поверхности. Дизайн в трактовке авторов — информационная система и практика, которые организуют и одновременно разрушают мир. Авторами книги все это воспринимается как арена сражений.

Противоречивость наследия Баухауса — в борьбе за рационализированное преобразование жизни и создание авторитарного знака. Планирование жизненных пространств сталкивается с участием дизайна в проектировании вооружений. А за сверхобъективностью немецкой Ульмской школы 1950-х следуют итальянские дизайнеры радикальных 1970-х, обрушившиеся с критикой на проект модернизма. Важнейший вызов для профессии кроется во взаимоотношениях с массовым производством. Красной нитью через книгу проходит эта тема: что означает массовое потребление в разных ситуациях. Дизайн то амбициозно участвует в демократизации обществ, то превращается в индустрию желаний, то протестует против нормирования, то подчиняет работу и досуг строгой сетке стандартов.

Уильям Вагенфельд, Карл Якоб Юкер.  Настольная лампа. 1923–1924.  Фото: МоМА
Уильям Вагенфельд, Карл Якоб Юкер. Настольная лампа. 1923–1924.
Фото: МоМА

Авторы обращаются к многообразию идей и категорий: стандартизированное и иррациональное, потоковое и экспериментальное, орнаментальное и стерильное. За ключевыми понятиями — формой, функцией, средой — учат видеть пласты памяти и истории. Заканчивается книга изучением современных вызовов, с которыми сталкивается индустрия. Неприглядная правда заключается в том, что дизайн промышленных масштабов напрямую связан с ухудшением качества окружающей среды. Оттого популярность набирают неоремесленные практики и возвращение к доиндустриальным трактовкам.

Авторы непрестанно меняют оптику, переходят от деталей к большим концепциям и обратно. Рассказывают, как менялись задачи — от проектирования форм жизни к проектированию жизненных сценариев и в конце к созданию паттернов поведения. Дизайн оказывается точным отображением пульса своего времени. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+