18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Крупнейший архив красок поможет раскрыть тайны произведений искусства

Соскобы старых красок могут не только служить тактическим целям конкретной реставрации, но и помочь в реализации будущих проектов. Фото: National Trust
Соскобы старых красок могут не только служить тактическим целям конкретной реставрации, но и помочь в реализации будущих проектов.
Фото: National Trust
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

В новый архив Национального фонда Великобритании, расположившийся в английской усадьбе Ноул-Хаус, войдет более тысячи исторических образцов красок и лаков. Эта инициатива должна стать важным подспорьем при проведении будущих реставраций

Благодаря финансовой поддержке Совета по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук этот архив уже через два года откроется в студии реставрации фонда Royal Oak, расположенной в английской усадьбе Ноул-Хаус в графстве Кент. Образцы красок, за последние 30 с лишним лет взятые с картин, мебели и интерьеров в особняках и зданиях, закрепленных за Национальным фондом Великобритании, будут доступны для ознакомления всем желающим. Ожидается, что со временем этот архив появится в открытом доступе в интернете.

«Мы всегда соскабливаем частицу красящего слоя, это неотъемлемая часть исследования. Соответственно, накопилось много отчетов, фотографий и собственно образцов. Теперь мы хотим собрать их в одном месте, чтобы комплексно подойти к изучению», — говорит Эмма Шмуекер, руководитель студии реставрации. Речь о крошечных срезах слоев краски или лака. Изучая их через оптический микроскоп, часто в сочетании с химическим анализом, можно понять особенности изготовления и применения пигментов и связующих веществ. Обычно соскобы берут в ходе реставрационных работ для определения наиболее безопасных и эффективных методов восстановления красочного слоя картины или другого объекта.

Образцы красок — самостоятельные бесценные экспонаты, отвечающие на многие, порой еще даже незаданные, вопросы, а в перспективе такой архив может быть задействован для повторного изучения более старых образцов с использованием современных технологий и экспертиз.

Обычно соскобы берут в ходе реставрационных работ для определения наиболее безопасных и эффективных методов восстановления красочного слоя картины или другого объекта. Фото: National Trust
Обычно соскобы берут в ходе реставрационных работ для определения наиболее безопасных и эффективных методов восстановления красочного слоя картины или другого объекта.
Фото: National Trust

Ребекка Хеллен, старший специалист по реставрации живописи, приводит в пример металлическое мыло (металлическая соль жирной кислоты, используемая в некоторых технологиях изготовления красок и лаков), которое за последние два с лишним десятилетия часто становилось причиной разрушения масляной живописи. «Когда я только начинала изучать реставрацию предметов искусства, никто у нас не знал, что такое свинцовое мыло, но теперь знают все, — говорит она. — Есть краски, в которых полно цинкового и свинцового мыла, отсюда много особенностей, которые никто не фиксировал, потому что о них просто не было известно».

Создание архива — финальный этап развития отдельного департамента реставрации и консервации, созданного в 2017 году в рамках шестилетней реставрации поместья Ноул-Хаус, когда открылась студия Royal Oak. Сегодня там работают с самыми разными коллекциями, расширяя тем самым возможности центра по реставрации и сохранению текстиля (он с 1976 года работает в Бликлинг-Холле в графстве Норфолк).

Недавняя реставрация особняка «А-ля Ронд» в Девоне продемонстрировала, что анализ красок может стать важным инструментом для понимания сложной истории красочных слоев. Так, Николя Шрив, старший реставратор мебели в фонде, смог доказать, что набор стульев был частью первоначальной планировки особняка. «Я понял, что пигменты, которые были в первом слое краски на поверхности стульев, совпадают с той краской, что была на стенах. Мало того, второй слой краски на стульях также оказался идентичен второму слою краски на стенах», — объясняет он. При пожаре погибли все бумажные архивы, так что образцы краски стали значимой частью истории особняка.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+