18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Встреча археологии с авангардом проходит в Музее на набережной Бранли

Пабло Пикассо. Рисунок обложки журнала Minotaur.  Издание Альберта Скира (Париж), 1933. Фото: gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France
Пабло Пикассо. Рисунок обложки журнала Minotaur. Издание Альберта Скира (Париж), 1933.
Фото: gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Экспозиция в парижском музее рассказывает о новых способах понимания мира, которые начали изобретать художники, этнографы, археологи и кураторы в период затишья между 1919 и 1939 годами

В какой-то момент в 1934 году швейцарский скульптор Альберто Джакометти, незадолго до этого похоронивший своего отца, начал работу над странной фигурой, сидящей на громоздком троне с невидимым предметом в руках. Джакометти чувствовал, что работа не идет, и уже собирался уничтожить скульптуру, но, оказавшись однажды вместе с французским писателем и поэтом Андре Бретоном на блошином рынке Сент-Уан в Париже, увидел там противогаз времен Первой мировой войны. Так, совершенно неожиданно он нашел для скульптуры лицо. Фигура (известная как «Невидимый объект», или «Руки, держащие пустоту») выкристаллизовалась в бытие, в вопрос, увековеченный в бронзе и пустоте.

Женская маска. Гвинея, Африка. Фото: Claude Germain/ Мusée du quai Branly – Jacques Chirac
Женская маска. Гвинея, Африка.
Фото: Claude Germain/ Мusée du quai Branly – Jacques Chirac

Экспозиция «Объекты — способы видеть», открывшаяся в парижском Музее на набережной Бранли, задает вслух немой вопрос, который ставит работа Джакометти: что такое произведение искусства? «Эта фигура сгорбилась над отсутствием, пустотой, — говорит одна из кураторов выставки, Эффи Ренцу, — но все определяет именно эта пустота».

В период между 1919 и 1939 годами Париж был эпицентром беспрецедентных и колоссальных изменений в самых разных сферах. «Хаос Первой мировой войны потряс основы повседневной жизни и социума, подорвав все ценности, — говорит Ренцу. — На этом фоне поднялась волна экспериментов вокруг того, что может считаться искусством». Сюрреализм правил бал. Тем временем европейский колониальный экспансионизм и массовое промышленное производство привели к наплыву всевозможных объектов, которые традиционно не считались предметами искусства. «Впервые в истории человечество оказалось в окружении такого огромного количества вещей», — говорит куратор.

Идол. Киклады, Парос. 2700/-2300 гг. до н. э. Фото: Stéphane Maréchalle / GrandPalaisRmn (Мusée du Louvre)
Идол. Киклады, Парос. 2700/-2300 гг. до н. э.
Фото: Stéphane Maréchalle / GrandPalaisRmn (Мusée du Louvre)

Выставка рассказывает о новых способах понимания мира, которые начали изобретать художники, этнографы, археологи и кураторы. Это не исторический обзор, а своего рода группа констелляций вокруг четырех междисциплинарных тем: территория, раскопки, cadavre exquis (игра сюрреалистов «изысканный труп») и музей.

Посетителей ждут архивные документы (связанные с тремя главными художественными журналами: Cahiers d’Art, Documents и издание сюрреалистов Minotaure), археологические материалы (в том числе из этнографической экспедиции по маршруту Дакар — Джибути, предпринятой в начале 1930-х годов), этнографические объекты (кикладский идол, конголезская магическая статуя XIX века) и произведения искусства, которые создавали, вдохновляясь ими, такие художники, как Джакометти, Жан Арп и Ман Рэй.

Зооморфная маска. Мали, Бамана. 1926. Фото: Claude Germain/ Мusée du quai Branly – Jacques Chirac
Зооморфная маска. Мали, Бамана. 1926.
Фото: Claude Germain/ Мusée du quai Branly – Jacques Chirac

По словам Полины Космадаки, сокуратора выставки, «в этот период рождается совершенно новая методология, иной подход к взаимодействию со всем, с чем вы сталкиваетесь, будь то город, новая страна, новый континент, ваше собственное окружение или художественное движение». 

Музей на набережной Бранли — Жак Ширак
«Объекты — способы видеть: археология, этнология, авангард»
До 22 июня

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+