18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Запечатлено в XIX веке: язык фотографии и тело человека

Корнелиус Фелтон, Джон А. Уиппл. Дагерротип. Начало 1850-х.  Фото: The Rubel Collection
Корнелиус Фелтон, Джон А. Уиппл. Дагерротип. Начало 1850-х.
Фото: The Rubel Collection
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Светопись с первых же шагов заняла положение, которое не все и не сразу могли определить и сформулировать, — между искусством и документом. Этот двойственный феномен из прошлого продолжает вдохновлять сегодняшних исследователей

Любители фотоискусства могут пополнить книжные полки двумя недавно вышедшими книгами, посвященными светописи второй половины XIX — начала XX века. Впрочем, кроме указанного временного интервала, и то отчасти, новинки ничто не объединяет.

От съемки к искусству: Русская фотография 1880–1910-х годов. М.: Центр визуальной культуры Béton, 2024. 300 с.
От съемки к искусству: Русская фотография 1880–1910-х годов. М.: Центр визуальной культуры Béton, 2024. 300 с.

Центр визуальной культуры Béton представил порцию снимков из своего собрания в увесистом альбоме «От съемки к искусству. Русская фотография 1880–1910-х годов». Это уже вторая книга из серии «История фотографии» (первая, «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов», была посвящена авангардным экспериментам и становлению советского репортажа). Магистральная тема нового издания — борьба фотографии за статус вида искусства. Как объясняет во вступительной статье историк Артем Логинов, у самих фотографов не было на этот счет единой позиции. Одни полагали, что светопись, чтобы считаться искусством, должна приблизиться к живописи. Эту программу воплощали в жизнь приверженцы пикториализма. Они использовали особые технологии съемки и печати, чтобы достичь эффекта художественной размытости изображений. Оппоненты пикториалистов искренне не понимали, зачем те «портят объективы» и вообще игнорируют новые возможности фототехники, позволяющие создавать четкие кадры. Пикториализм, подобно импрессионизму, казался им странным и нежела­тельным веянием, пришедшим из-за границы — оттуда, где люди якобы близоруки. Остроту этой полемики можно ощутить, открыв приложение, где собраны тексты практиков и теоретиков фотоискусства из дореволюционных журналов.

Первые гонки на велосипедах среди женщин в Бретани (Брест, Франция). Июнь 1897 года. Фото: Коллекция ADOC-photo
Первые гонки на велосипедах среди женщин в Бретани (Брест, Франция). Июнь 1897 года.
Фото: Коллекция ADOC-photo

Сами снимки представлены в обширной каталожной части. Тут поражают работы Анатолия Трапани, которые едва ли можно отличить от гравюр или сделанных углем этюдов. Сергей Прокудин-Горский видел в этом лишь «грязные, запачканные типографской краской куски мелованной бумаги». Сам он был пионером цветной фотографии и считал, что художественная индивидуальность фотографа проявляется в выборе точки съемки. Вне этого конфликта был некто Христофор Бабаев, который владел фотостудией в Крыму. В 1887 году он снял Ивана Айвазовского возле мольберта с рамой, после чего маринист вписал в эту раму настоящий масляный пейзаж.

Христофор Бабаев, Иван Айвазовский. Художник Иван Айвазовский за работой. Феодосия, 1887. Альбуминовый отпечаток, картон, масло.  Фото: Центр визуальной культуры Béton
Христофор Бабаев, Иван Айвазовский. Художник Иван Айвазовский за работой. Феодосия, 1887. Альбуминовый отпечаток, картон, масло.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Книга Александры Юргеневой «Человек как социальное тело. Европейская фотография второй половины XIX века» представляет собой серьезное, но чрезвычайно увлекательное культурологическое исследование (пикториализм и художественность светописных изображений упоминаются здесь постольку-поскольку). Текст, выросший из кандидатской диссертации, опубликован в серии «Очерки визуальности» издательства «Новое литературное обозрение». В фокусе внимания автора — отношение к запечатленному на снимке телу (будь то тело аборигена, спортсмена, разбогатевшего буржуа или почившего родственника) в то время, когда сама фотография была для людей еще в новинку.

Юргенева А. Человек как социальное тело: Европейская фотография второй половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 312 с.
Юргенева А. Человек как социальное тело: Европейская фотография второй половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 312 с.

Значительная часть книги посвящена тому, как фотоснимки способствовали объективации тех, кто на них запечатлен. Так, этнографические фотографии коренных жителей колоний оказались востребованными не только учеными, но и широкой публикой: люди покупали стереокарточки и целые альбомы с изображением «дикарей». Это формировало в массовом сознании образ Другого, который был низведен до объекта наблюдения, причем наблюдения свысока, что укрепляло колониальные воззрения. Объектом для разглядывания и научного изучения становился и человек, пораженный психическим или физическим недугом. Попадая в объектив, он будто терял свою личность — ее замещал диагноз, вернее, телесные проявления диагноза, зафиксированные на пленке. И практически в каждом разделе мы видим, как фотографии той или иной тематики конвертировались в эротические: зрители-мужчины были склонны с вожделением смотреть хоть на обнаженных туземок, хоть на осваивающих велосипед горожанок.

Джеймс Джиллингем. Женщина с протезом ноги. 1890-1910.  Фото: Science Museum, London
Джеймс Джиллингем. Женщина с протезом ноги. 1890-1910.
Фото: Science Museum, London

Александра Юргенева подробно пишет о хронофотографии, открывшей людям секреты движения, о посмертной фотографии, позволявшей сохранять память об усопших, о разных ухищрениях, с помощью которых создавались псевдодокументальные свидетельства внетелесной жизни души, о том, как фотография позволила каждому, независимо от крови и сословия, ощутить свою значимость, право быть запечатленным. В книге разочаровывает разве что недостаточное количество иллюстраций — учитывая высокую концентрацию любопытных сведений, связанных не только с теми или иными фотографическими мотивами, но и с контекстом их возникновения. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+