18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Запечатлено в XIX веке: язык фотографии и тело человека

Корнелиус Фелтон, Джон А. Уиппл. Дагерротип. Начало 1850-х.  Фото: The Rubel Collection
Корнелиус Фелтон, Джон А. Уиппл. Дагерротип. Начало 1850-х.
Фото: The Rubel Collection
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Светопись с первых же шагов заняла положение, которое не все и не сразу могли определить и сформулировать, — между искусством и документом. Этот двойственный феномен из прошлого продолжает вдохновлять сегодняшних исследователей

Любители фотоискусства могут пополнить книжные полки двумя недавно вышедшими книгами, посвященными светописи второй половины XIX — начала XX века. Впрочем, кроме указанного временного интервала, и то отчасти, новинки ничто не объединяет.

От съемки к искусству: Русская фотография 1880–1910-х годов. М.: Центр визуальной культуры Béton, 2024. 300 с.
От съемки к искусству: Русская фотография 1880–1910-х годов. М.: Центр визуальной культуры Béton, 2024. 300 с.

Центр визуальной культуры Béton представил порцию снимков из своего собрания в увесистом альбоме «От съемки к искусству. Русская фотография 1880–1910-х годов». Это уже вторая книга из серии «История фотографии» (первая, «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов», была посвящена авангардным экспериментам и становлению советского репортажа). Магистральная тема нового издания — борьба фотографии за статус вида искусства. Как объясняет во вступительной статье историк Артем Логинов, у самих фотографов не было на этот счет единой позиции. Одни полагали, что светопись, чтобы считаться искусством, должна приблизиться к живописи. Эту программу воплощали в жизнь приверженцы пикториализма. Они использовали особые технологии съемки и печати, чтобы достичь эффекта художественной размытости изображений. Оппоненты пикториалистов искренне не понимали, зачем те «портят объективы» и вообще игнорируют новые возможности фототехники, позволяющие создавать четкие кадры. Пикториализм, подобно импрессионизму, казался им странным и нежела­тельным веянием, пришедшим из-за границы — оттуда, где люди якобы близоруки. Остроту этой полемики можно ощутить, открыв приложение, где собраны тексты практиков и теоретиков фотоискусства из дореволюционных журналов.

Первые гонки на велосипедах среди женщин в Бретани (Брест, Франция). Июнь 1897 года. Фото: Коллекция ADOC-photo
Первые гонки на велосипедах среди женщин в Бретани (Брест, Франция). Июнь 1897 года.
Фото: Коллекция ADOC-photo

Сами снимки представлены в обширной каталожной части. Тут поражают работы Анатолия Трапани, которые едва ли можно отличить от гравюр или сделанных углем этюдов. Сергей Прокудин-Горский видел в этом лишь «грязные, запачканные типографской краской куски мелованной бумаги». Сам он был пионером цветной фотографии и считал, что художественная индивидуальность фотографа проявляется в выборе точки съемки. Вне этого конфликта был некто Христофор Бабаев, который владел фотостудией в Крыму. В 1887 году он снял Ивана Айвазовского возле мольберта с рамой, после чего маринист вписал в эту раму настоящий масляный пейзаж.

Христофор Бабаев, Иван Айвазовский. Художник Иван Айвазовский за работой. Феодосия, 1887. Альбуминовый отпечаток, картон, масло.  Фото: Центр визуальной культуры Béton
Христофор Бабаев, Иван Айвазовский. Художник Иван Айвазовский за работой. Феодосия, 1887. Альбуминовый отпечаток, картон, масло.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Книга Александры Юргеневой «Человек как социальное тело. Европейская фотография второй половины XIX века» представляет собой серьезное, но чрезвычайно увлекательное культурологическое исследование (пикториализм и художественность светописных изображений упоминаются здесь постольку-поскольку). Текст, выросший из кандидатской диссертации, опубликован в серии «Очерки визуальности» издательства «Новое литературное обозрение». В фокусе внимания автора — отношение к запечатленному на снимке телу (будь то тело аборигена, спортсмена, разбогатевшего буржуа или почившего родственника) в то время, когда сама фотография была для людей еще в новинку.

Юргенева А. Человек как социальное тело: Европейская фотография второй половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 312 с.
Юргенева А. Человек как социальное тело: Европейская фотография второй половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 312 с.

Значительная часть книги посвящена тому, как фотоснимки способствовали объективации тех, кто на них запечатлен. Так, этнографические фотографии коренных жителей колоний оказались востребованными не только учеными, но и широкой публикой: люди покупали стереокарточки и целые альбомы с изображением «дикарей». Это формировало в массовом сознании образ Другого, который был низведен до объекта наблюдения, причем наблюдения свысока, что укрепляло колониальные воззрения. Объектом для разглядывания и научного изучения становился и человек, пораженный психическим или физическим недугом. Попадая в объектив, он будто терял свою личность — ее замещал диагноз, вернее, телесные проявления диагноза, зафиксированные на пленке. И практически в каждом разделе мы видим, как фотографии той или иной тематики конвертировались в эротические: зрители-мужчины были склонны с вожделением смотреть хоть на обнаженных туземок, хоть на осваивающих велосипед горожанок.

Джеймс Джиллингем. Женщина с протезом ноги. 1890-1910.  Фото: Science Museum, London
Джеймс Джиллингем. Женщина с протезом ноги. 1890-1910.
Фото: Science Museum, London

Александра Юргенева подробно пишет о хронофотографии, открывшей людям секреты движения, о посмертной фотографии, позволявшей сохранять память об усопших, о разных ухищрениях, с помощью которых создавались псевдодокументальные свидетельства внетелесной жизни души, о том, как фотография позволила каждому, независимо от крови и сословия, ощутить свою значимость, право быть запечатленным. В книге разочаровывает разве что недостаточное количество иллюстраций — учитывая высокую концентрацию любопытных сведений, связанных не только с теми или иными фотографическими мотивами, но и с контекстом их возникновения. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+