18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Темная оттепель породила сумеречных художников

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Выставка открывает второй сезон проекта «Центр исследований Оттепели». Ее название — «Темная Оттепель» — не общепринятый термин, а, скорее, попытка обозначить важные тематические контуры внутри более широких и привычных понятий

Оптимизм, хрущевки, рок-н-ролл, ну и далее по списку: ажиотаж вокруг космоса, прогрессивный дизайн, туристическая романтика. Шаблонные образы оттепели в СССР не так уж далеки от реальности, пусть даже они шаблонны. Оптимизм действительно имел место, но попадались и «отщепенцы», не без этого. Например, среди поэтов и художников. Считать ли их декадентами новой волны? Преемственность заметна, хотя само слово повторно не прижилось. Привычнее — «представители неофициального искусства», а точнее, его метафизического крыла.

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского

Некоторые из них стали героями выставки «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского. В списке сплошь москвичи и ленинградцы: отчасти «лианозовцы», отчасти «рыцари» ОНЖ (питерского Ордена нищенствующих живописцев), но есть и те, кто декадентствовал автономно, не примыкая к сообществам. Что касается поколений, то их тут, пожалуй, три: Сергей Романович был авангардистом с дореволюционным стажем, и оттепель стала для него временем «второго дыхания»; Николай Вечтомов прошел войну, Борис Свешников отсидел несколько лет в сталинском лагере; а вот Наталия Прокуратова, участница группы «Движение», в период оттепели была совсем еще юной девой. Впрочем, возрастные градации мало что значат перед лицом вечности, а нынешний проект, собранный кураторским трио Татьяны Сохаревой, Дмитрия Хворостова и Ивана Ярыгина, как раз про вечность. Пусть даже для кого-то из зрителей поначалу это будет неочевидно — хотя бы из-за рисованных уличных мизансцен на грани криминала. Понадобится преодолеть путь от унылого барака и замызганной рюмочной до горних высей.

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского

Выставка открывает второй сезон проекта «Центр исследований Оттепели», запущенного Центром Вознесенского в 2022 году. «Это наш флагманский проект, на котором мы специализируемся в первую очередь; он периодически возвращается — в нескольких эпизодах, содержащих те или иные сюжеты про оттепельную культуру, — говорит Татьяна Сохарева. — Второй сезон мы несколько переформатировали, взяв за основу более самостоятельное кураторское высказывание и ориентируясь на полноценный выставочный проект». Само название выставки «Темная Оттепель» тоже часть такого высказывания: это не общепринятый термин, а, скорее, попытка что-то обозначить внутри более широких и привычных понятий. «Мы сосредоточились на разного рода маргиналиях, условно говоря, которые не соответствовали официальному канону, но и в канон андерграунда вписывались не всегда», — поясняет Татьяна Сохарева.

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского

Упомянутая «маргинальность», порожденная не столько вниманием авторов к изнанке социума, сколько их стремлением прозреть метафизическую подоплеку всего сущего, сближала москвичей и ленинградцев — а ведь в иных андерграундных проявлениях они не очень-то совпадали. Кураторы выставки не делают особых акцентов на локальных признаках искусства двух столиц, поскольку в предмете другое. Правда, отголоски московского Южинского кружка преподнесены все же в качестве отдельного феномена — путем соединения работ Владимира Ковенацкого, Владимира Пятницкого, Алексея Смирнова фон Рауха, а также внедренных в экспозицию поэтических цитат из Юрия Мамлеева и Евгения Головина. Стихи последнего, кстати, можно услышать еще и в трубке ретротаксофона. Эти строки начитал рэпер Хаски. А общим саундом для выставки стала звуковая композиция, специально созданная художником и музыкантом Романом Головко.

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского

Что скрывать, тема смерти и тлена проглядывает здесь не только сквозь произведения «южинцев». Один из залов, где показаны работы Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского и Бориса Свешникова, вообще декорирован под стилистику колумбария. Но не зря чуть раньше нами упоминались горние выси — они здесь играют свою роль. Можно сказать, что этот проект не разграничивает прекрасное и ужасное, он, скорее, дает понять, что земные сумерки — подходящее время для того, чтобы вглядеться в непостижимое. Междумирье было тем умозрительным пространством, где герои «Темной Оттепели» чувствовали себя гораздо комфортнее, нежели в советской действительности. Во всяком случае, в метафизику они ударялись по собственной воле, а не по указке.

Центр Вознесенского
«Темная Оттепель»
До 25 мая

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+