18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима

Шаблонные поколенческие характеристики помогают обозначить место художника в социуме определенного периода, но далеко не всегда пригодны для понимания сути творчества. С московским живописцем Натальей Нестеровой (1944–2022) обстояло именно так. Подобное случается: окружающие хвалят и возвеличивают, а сам автор лишь мысленно пожимает плечами, подозревая, что хвалят не совсем за то, за что следовало бы.

Вообще-то, ярлык «семидесятницы» подходил Нестеровой как мало кому другому: ее работы времен «развитого социализма» стали важным эстетическим маркером эпохи — тогда еще не воспринимавшейся в качестве уходящей, однако исподволь терявшей и прежний смысл, и прежний энтузиазм. Живописные произведения звездной художницы (этот статус был ею достигнут относительно быстро — наряду с соученицей и подругой юности Татьяной Назаренко) выглядели как своего рода «дозволенные речи», содержащие иносказания и оперирующие эзоповым языком, который в 1960–1980-е годы был весьма востребован в среде советской интеллигенции.

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Для той аудитории Нестерова была своим, внутренне близким и вроде бы понятным художником. Своим, но не в доску, не до слияния родственных душ. Между автором и зрителем, взыскующим потаенной социальной критики, чувствовалась пусть минимальная, а все-таки дистанция. И в постсоветское время стало виднее, в чем было дело.

Оказалось, что художницу интересует не социально-психологическое, а бессознательно-аллегорическое. Присущий семидесятничеству «карнавализм» начал трансформироваться в большие визуальные притчи, принимающие форму полиптихов. Укрупнялись масштабы полотен, росли яркость красок и выпуклость фактуры, множились и множились смыслы. Раньше лица персонажей бывали чем-нибудь заслонены, потом к лицам приклеились маски, а еще потом сами персонажи стали ходячими масками — людьми-картами, людьми-глазами, людьми-буквами. К «историям» добавились «ребусы». Теперь те и другие попали в заглавие юбилейной выставки в Новой Третьяковке.

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Экспозиция приурочена к 80-летию художницы и соединяет разные хронологические отрезки, хотя и не в формате подробной ретроспективы. Устроить такую было бы сложно технически. «Все работы, от первой до последней, у мамы были записаны, их больше 3,5 тыс.», — говорит сын художницы, сокуратор выставки Лев Нестеров-Раппопорт. Помимо того что произведения Нестеровой разбросаны по музеям на постсоветском пространстве, ее холсты обильно представлены в американских и европейских коллекциях. Собрать все воедино — задача сегодня непосильная, да и поди еще найди подходящее пространство, куда бы это поместилось. Неминуем был дайджест. «Решили показать основные большие работы, главным образом из собрания семьи, которые делались в последние три десятилетия, в том числе „Избиение младенцев“ 2015 года, которое я недавно подарил Третьяковской галерее. И к этим вещам примыкают более ранние, уже входившие в собрание Третьяковки», — объясняет Нестеров-Раппорт.

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Номинально выставка включает три десятка произведений, половина из которых принадлежит Третьяковской галерее, а половина происходит из частных коллекций. Скромная арифметика не должна вводить в заблуждение: если считать по частям полиптихов, выйдет гораздо больше. Но все равно это заведомый пунктир, где главные темы только обозначены — зато обозначены весомыми работами. «Один из любимейших мотивов Натальи Нестеровой — карты; они возникали и в 1970-е, и в 1980-е годы, и особенно позднее, — говорит еще один сокуратор выставки, хранитель музейного отдела живописи второй половины XX века Светлана Коткина. — Можно сказать, что это сквозная линия выставки, которая ощутимо поддержана большим триптихом „Таро“ 1992 года из собрания Третьяковской галереи».

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Другие сквозные линии — пиршества, цирк, охота. Будто бы отдельно от них — библейские сюжеты, однако нужно понимать, что для Нестеровой религиозные темы обычно увязаны с общим аллегорическим контекстом. Тревожная меланхолия и ненавязчивый абсурдизм, свойственные работам художницы советского времени, никуда не делись, но к ним добавились некоторые новые качества, в том числе непредсказуемая энергия, динамика. «Задача выставки — не показать развитие художницы, а представить каждое произведение, — объясняет Светлана Коткина. — Каждая из работ, которые мы демонстрируем, чем-то была для нее важна в тот или иной период. И каждая из картин — шедевр. Третьяковская галерея стала первым российским музеем, который в таком объеме покажет зрителю поздние многосоставные произведения Натальи Нестеровой».

Новая Третьяковка
«Наталья Нестерова. Истории и ребусы»
До 23 марта

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+