18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Анастасия Карпова: «Пытаемся дотянуться до своих корней»

Анастасия Карпова. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Анастасия Карпова.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Дизайнер одежды, научный сотрудник Музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи делится впечатлениями от участия в проекте «Модный лук и стрелы», для которого создала коллекцию одежды, вдохновленную традиционным мордовским костюмом

Кто придумал проект?

Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства нашего музея Людмила Николаевна Челмакина вынашивала эту мысль уже давно — на основе лучших образцов из нашей коллекции народного костюма создать актуальную одежду с использованием современных технологий. Мы в короткие сроки подготовили и подали заявку на грант «Креативный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Нашими партнерами стали Союз дизайнеров и Союз художников Рес­публики Мордовия.

Анастасия Карпова. Форэскизы к проекту «Сёрмат/Письмена». Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Анастасия Карпова. Форэскизы к проекту «Сёрмат/Письмена».
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Какие новые технологии вы имеете в виду?

Сейчас поясню. Я по образованию дизайнер одежды. Окончила Саранское художественное училище, а потом Институт национальной культуры у нас в Саранске. Мой диплом был связан с национальным костюмом, и сюда, в музей, где я сейчас работаю, я ходила на практику. Изучала в том числе вышивку: мы делали маленькие такие зашивочки — своего рода образцы в разных техниках. Мордовская вышивка очень сложная! А потом, после защиты диплома и до прихода в музей, я работала графическим дизайнером в рекламных агентствах, набралась разных навыков. Так что, когда мы задумались о гранте, я чисто технически уже знала, как и с кем мы сможем воплотить наши идеи. Я работала в Саранске с компанией, которая может печатать любые сложные узоры.

То есть вы использовали принтер по ткани?

Именно. Мы могли отрисовать нужные нам орнаменты, то есть сохранить сам образ вышивки, не сковывая себя трудоемким ручным процессом. И переложили уже на современный крой.

Как проходила работа над коллекцией?

Сначала я создавала форэскизы — порядка 50. Это был долгий процесс. Подбирала орнаменты на основе вышивок из музейного фонда. В итоге остановилась на шести моделях. И их уже пришлось конструировать, а потом еще и самим шить. Хотя крой был намеренно простым, все равно даже на пошив коллекции понадобилось где-то два месяца. А вся работа заняла около года. Но работа шла не только над моей коллекцией, в рамках гранта в музее проводились творческие лаборатории по разным направлениям: ткачество, бисероплетение, цифровая печать. По итогам были готовы две авторские коллекции: моя, «Сёрмат/Письмена», и моей коллеги Екатерины Будкиной, «Эрзянский цвет», а также множество других предметов одежды и аксессуаров, которые легли в основу выставки «Новая ткань наследия».

Почему проект называется «Письмена»?

Это связано с техникой вышивки. У нас в хранении есть костюм из Белинского района Пензенской области, и там на рубахе вышивка черного цвета. Такая вышивка всегда выполнялась черными нитями по краю рукава или подола. Она напоминает своего рода письмена. Так и родилось название.

Поясная сумка из коллекции «Сёрмат/Письмена». Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Поясная сумка из коллекции «Сёрмат/Письмена».
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Расскажите о музейной коллекции и о том, как она вас вдохновляла.

Во-первых, это археологические древности — украшения из металлов: поясные бляхи, застежки-сюлгамы, бусы и нагрудные гривны. То есть все то, что украшало костюм до того, как появилась богатая вышивка.

И во-вторых, собственно костюм. У нас в музее около 5 тыс. единиц хранения по направлению «народный костюм»; большая часть собрана в экспедициях в 1970–1980-х годах. Двум основным этническим группам —мордва-мокша и мордва-эрзя — соответствуют два очень разных стиля. В Зубово-Полянском районе была очень яркая вышивка. Там встречались и зеленый, и розовый, и даже оранжевый цвета. Это было очень необычно по сравнению с другими районами Мордовии, где все же преобладал красный. А тут такое многоцветье! Конечно, оно меня всегда привлекало.

Я вдохновлялась и многослойностью мордовского костюма, который трансформировался и дополнялся в течение жизни. От трех до семи рубах, передник, головной убор, множество бус, сюлгамы, а у эрзян еще и обязательно набедренное украшение пулай — из бисера, монет и длинных шерстяных нитей, тяжелое, до 5 кг!

Поясная подвеска гушаконе. Начало XX века. Пензенская область, Белинский район. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Поясная подвеска гушаконе. Начало XX века. Пензенская область, Белинский район.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Что из этого перешло в вашу коллекцию? И насколько, по-вашему, это будет носиться?

У меня очень простой, современный крой, но многослойность присутствует, элементы можно комбинировать (например, жилетку — с обычными джинсами или поверх современной рубашки). Но в целом я вдохновлялась праздничным костюмом, и одежда получилась у нас яркая, выходная, колоритная. Не для повседневной носки, скажем так. В то же время костюмами уже заинтересовались наши фольклорные коллективы. Так что, хотя коллекция задумывалась как эксперимент, потенциал у нее есть. Ну и самое главное, нам в музее хотелось с помощью проекта «Модный лук и стрелы» вдохновить, расшевелить как-то нашу молодежь, будущих дизайнеров, которые приходят к нам на творческие лаборатории. Чтобы они не боялись создавать что-то новое, но при этом связанное с нашим народным колоритом. Сегодня творческие индустрии развиваются очень активно, и многие пытаются дотянуться до своих корней, к своему народу. И хотя по национальности я в большей степени, наверное, русская, мордовский народный костюм всегда будет мне интересен — и как музейному хранителю, и как реставратору, и как дизайнеру.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+