18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Культура благотворительности

Кадр из документального фильма «Мануфактура культуры». Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Кадр из документального фильма «Мануфактура культуры».
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Мы начинаем цикл публикаций о деятельности Благотворительного фонда Владимира Потанина, которому исполнилось 25 лет. Как работает одна из самых эффективных благотворительных организаций страны?

На протяжении четверти века Благотворительный фонд Владимира Потанина объединяет вокруг себя активных, творческих профессионалов в креативных индустриях, современном искусстве, музейном деле, охране культурного наследия во всех регионах нашей страны, помогая создавать питательную среду для появления новых идей, обмена опытом, развития социально значимых проектов, личного профессионального роста.

Грантовая поддержка

В течение октября мы расскажем истории успеха победителей конкурса «Креативный музей», который объединяет музейщиков и представителей творческих индустрий в регионах для производства культурного контента и креативных продуктов нового качества. Нас ждет встреча с командами Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи и Тольяттинского краеведческого музея.

Конкурс «Креативный музей» — часть обширной программы «Музей без границ». В нее также входит конкурс «Музей 4.0».

Заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Ксения Белькевич на церемонии награждения победителей грантового конкурса. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина/Анастасия Замятина
Заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Ксения Белькевич на церемонии награждения победителей грантового конкурса.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина/Анастасия Замятина

Он помогает развиваться самим музеям, делать музей местом интересного и комфортного пребывания не только для посетителей, но и для сотрудников. Внедрение новых подходов, обмен опытом между музеями — все это как раз про «Музей 4.0». Быстро растет и развивается конкурс «Индустриальный эксперимент». Гранты здесь направлены на помощь музеям и организациям, которые занимаются сохранением культурного наследия, на программы по трансформации индустриальных объектов — от фабрик и заводов до вокзалов, мельниц, мостов и радиобашен. Вся эта инфраструктура ждет идей, которые могли бы вдохнуть в нее новую жизнь. И наконец, сотрудники государственных, муниципальных и частных музеев, а также организаций, ведущих деятельность в сфере культуры и образования, могут участвовать в конкурсе «Профессиональное развитие».

Исследования

Фонд Потанина не только выдает гранты. Чтобы правильно распределять ресурсы, надо хорошо понимать современные явления и тренды в том же музейном деле, искусстве, образовании, креативных индустриях. Интересных и важных исследований у фонда много. Например, «Культура счастья» — трехлетний проект в восьми городах и одном селе, от Выборга до Перми и от Архангельска до Астрахани. Команда социальных антропологов исследовала гипотезу о связи между культурой и социальным благополучием. Проще говоря, делает ли культура человека счастливее? Три года исследований не рекорд. С 2017 года по инициативе и при поддержке фонда коллектив преподавателей Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), а также региональные и международные эксперты пять лет изучали культурную жизнь 30 российских городов, ее ключевые тенденции и векторы, местную специфику процессов, которые в них происходят. В 2024 году вышла книга «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре».

В 2024 году вышла книга «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре». Фото: Дарья Нестеровская
В 2024 году вышла книга «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре».
Фото: Дарья Нестеровская

А по итогам изучения темы музейного волонтерства фонд издал сборник «Волонтеры в музее». Проанализированные в нем кейсы помогают музейным работникам найти ответы на практические вопросы о том, как сформировать волонтерскую команду, которой можно доверять, и построить долгосрочные отношения с добровольными помощниками.

А еще на сайте фонда есть целая библиотека художественных изданий и мультимедиа, посвященных музейным архивам и коллекциям, региональным культурным центрам.

Продвижение

Недостаточно просто помогать, заботиться, изучать. Открытость и прозрачность — один из главных способов повысить доверие к работе некоммерческой организации и сделать благотворительность профессиональной. В фонде стараются избегать применения узкоспециальных терминов без необходимости. Это позволяет погрузиться в деятельность фонда не только тем, кто уже с ней знаком, но и всем желающим.

Кадр из документального фильма «Мануфактура культуры». Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Кадр из документального фильма «Мануфактура культуры».
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Проверенный способ коммуникации с широкой аудиторией — документальное кино. Последние два года на телеканале «Россия Культура» идет показ документального цикла «Музеи без границ». Вышло восемь фильмов о больших и маленьких музеях страны, которые получили поддержку Фонда Потанина: Музей пастилы в Коломне, Музей современного искусства PERMM в Перми, «Альтес Хаус» и «Дом китобоя» в Калининграде и другие. А уже осенью этого года состоится премьера полнометражного документального фильма «Мануфактура культуры», который также можно увидеть в рамках нашего фестиваля фильмов об искусстве The ART Film Festival 23 октября в Третьяковке в Самаре, 2 ноября в московском Центре «Зотов» и «Пермской синематеке». Жители пяти регионов России рассказывают о своем опыте преобразования индустриальных объектов в креативные кластеры и творческие пространства, которые привлекают местное сообщество и туристов.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+