18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду

Паоло Веронезе. «Воскресение Христа». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Паоло Веронезе. «Воскресение Христа».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже

Залы постоянной экспозиции в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продолжают возвращать к виду, привычному поколениям москвичей и гостей столицы. Классический вариант развески был разобран в 2021 году, когда тогдашний директор музея Марина Лошак пригласила сценографа и куратора Патрика Уркада переделать оформление залов в более современном духе. Оно, однако, не раз критиковалось. Недовольные отмечали, что, в частности, количество выставленных экспонатов сократилось, нарушилась логика повествования, а посещать экспозицию в больших группах стало неудобно.

Экспозиция зала № 7, где представлено искусство Италии VII–XIX веков. Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Экспозиция зала № 7, где представлено искусство Италии VII–XIX веков.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Первая волна восстановления статус-кво (впрочем, обогащенного новыми экспонатами и атрибуциями) пришлась на весну этого года, когда были переделаны залы на втором этаже, где выставлялось итальянское и французское искусство XVII–XIX веков. Тогда же, из-за перемещения части экспонатов наверх, была разобрана постоянная экспозиция на первом этаже, залы Рембрандта, Рубенса и прочие стояли закрытыми.

Но наконец ситуация изменилась. Пресс-служба объявила, что этой осенью поэтапно открываются залы «Искусство Италии VIII–XVI веков», «Искусство Голландии XVII века» и «Рембрандт и его школа». Число экспонатов по сравнению с прежним увеличено почти в два раза, живопись дополнили памятники скульптуры и прикладного искусства (в выставочной застройке 2021–2023 годов эти предметы выставлять было негде).

Лодевейк ван дер Хелст. «Венера с жемчугом». Зал № 11.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Лодевейк ван дер Хелст. «Венера с жемчугом». Зал № 11.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Во-первых, открылся зал № 7, где представлено искусство Италии Средних веков и Ренессанса. Куратором экспозиции выступила хранитель этих работ, доктор искусствоведения Виктория Маркова. «После серьезной и длительной реставрации в зал вернулась картина школы Пьетро Перуджино „Мадонна с Младенцем“. В экспозицию включена новая работа из запасника — исполненная в мастерской Лоренцо ди Креди „Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и ангелами“», — отмечают в музее.

Благодаря новой застройке зала число экспонатов увеличили более чем на треть. В пространстве появилось большое количество скульптуры, декоративно-прикладного искусства и нумизматики.

Картина школы Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем». Зал № 7.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Картина школы Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем». Зал № 7.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Во-вторых, снова открылись залы голландской живописи. Хотя в основе здесь сохранили классическую концепцию, в этом году главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Вадим Садков, дополнив экспозицию, объединил в группы произведения прерембрандтистов, мастеров натюрморта, бытового жанра и других, руководствуясь как эстетическими, так и концептуальными соображениями.

Как рассказал Садков нашему изданию, новая постоянная экспозиция значительно дополнена. Количество экспонатов в ней увеличилось в два раза по сравнению с вариантом Уркада и в полтора раза — по сравнению с вариантом Антоновой. При этом по чертежам архитектора Сергея Чобана была восстановлена застройка с пилонами, существовавшая до 2021 года, которая позволяет крайне удобно размещать экспонаты. Обилие добавленных застекленных витрин дало возможность впервые выставить большое количество картин мелкого формата.

Экспозиция зала № 11.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Экспозиция зала № 11.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина

В числе новых экспонатов, введенных в постоянную экспозицию, картина фламандского художника XVI века Отто ван Вена «Поклонение волхвов», приобретенная музеем в начале этого года. «Ван Вен — учитель Рубенса, и мы выставляем их работы рядом друг с другом», — говорит Вадим Садков, указывая, что это усиливает эффект от произведений обоих художников.

При этом зал № 31 (в глубине Греческого дворика), где в последние годы выставлялось искусство Северного Возрождения, снова оказался освобожден от постоянной экспозиции и вернул себе функцию камерного выставочного зала. Произведения мастеров Северного Возрождения, включая редкий мужской портрет эпохи Тюдоров, возвратились на привычное место, в более просторный зал № 8. А вот любители испанской живописи насладиться ею пока не смогут. С первого этажа ее уберут на второй и откроют лишь в ближайшие месяцы.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+