18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Строительство филиала Исторического музея у Новодевичьего монастыря завершится в 2025 году

Проект Музея истории Новодевичьего монастыря. Фото: Москомархитектура
Проект Музея истории Новодевичьего монастыря.
Фото: Москомархитектура

Представители ППК «Единый заказчик» показали, как идет стройка в Лужнецком проезде, и обозначили сроки сдачи объекта. Собственно музей, посвященный истории Русской православной церкви и Новодевичьего монастыря, откроет свои двери в 2026 году

Строительство филиала Государственного исторического музея у Новодевичьего монастыря планируется завершить к концу 2025 года. Об этом сообщила журналистам руководитель дирекции по строительству уникальных объектов публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» Наталья Зарубина.

Проект Музея истории Новодевичьего монастыря. Фото: Москомархитектура
Проект Музея истории Новодевичьего монастыря.
Фото: Москомархитектура

Сам музей, экспозиция в котором будет посвящена истории Русской православной церкви с акцентом на историю Новодевичьего монастыря, откроется в 2026 году, уточнили представители Исторического музея. Для ГИМ создание филиала на эту тему вполне закономерно: до 2010 года монастырь являлся филиалом музея. Главный хранитель Марина Чистякова рассказала нам, что в новое здание переедет вся коллекция церковного искусства, которая была вывезена из монастыря после передачи его Русской православной церкви. В последние полтора десятилетия из-за недостатка экспозиционных площадей в главном здании Исторического музея почти вся она хранится в фондах. В филиале будут представлены лучшие предметы, происходящие из ризницы монастыря, связанные с русскими государями, с членами их семей, то есть с царственными насельницами обители: их вклады, личные вещи, надгробные иконостасы и парсунные изображения.

Марина Чистякова уточнила, что внутри монастыря остались предметы, числящиеся на балансе ГИМ, в первую очередь пять иконостасов в действующих церквях. Сотрудники музея регулярно следят за их состоянием и сохранностью. «В монастыре понимают, какого уровня святыни, произведения искусства находятся в храмах, и поэтому в этом отношении у нас налажено тесное и удачное сотрудничество», — сказала она. Будущий музей будет предназначен и для светских зрителей, и для паломников, навещающих Новодевичий.

Зинаида	Ахочинская. «Царевна Софья Алексеевна». Фото: Государственный исторический музей
Монета наградная. «Царевна Софья». Золотой в 1 угорский. Для участников Первого Крымского похода. 1687.  Россия. Фото: Государственный исторический музей
Клавдий Лебедев. «Смерть царя Федора Алексеевича». 1870-е. Россия. Фото: Государственный исторический музей
Столик царевны Софьи. Фото: Государственный исторический музей
Зинаида Ахочинская. «Царевна Софья Алексеевна».
Фото: Государственный исторический музей
Монета наградная. «Царевна Софья». Золотой в 1 угорский. Для участников Первого Крымского похода. 1687. Россия.
Фото: Государственный исторический музей
Клавдий Лебедев. «Смерть царя Федора Алексеевича». 1870-е. Россия.
Фото: Государственный исторический музей
Столик царевны Софьи.
Фото: Государственный исторический музей

По словам Чистяковой, в Историческом музее ведется активная работа с архитекторами и художниками будущей экспозиции, кураторами. «Мы уже почти представляем себе, как будут выглядеть выставочные залы и что будет в них находиться», — рассказала главный хранитель.

В свою очередь, Наталья Зарубина, которая в ППК «Единый заказчик» отвечает не только за эту стройку, но и за другие музейные долгострои («уникальные объекты»), рассказала нам о том, с чем пришлось столкнуться компании, после того как эти проекты, включая ГМИИ им. А.С.Пушкина и Политехнический музей, перешли в ее ведение. «Было сложно. Но тем не менее мы справляемся. Мы нашли компромиссные варианты с музейными руководителями. На объектах пришлось решать проблемы с импортозамещением материалов и оборудования. Но мы сумели не менять планировок, а оставить те, которые были изначально согласованы. Также мы провели значительный аудит по объектам, на который потребовалось немало времени. И в итоге возникли вопросы по подрядным организациям. Но мы справились. Работа была ювелирная, тонкая. В итоге где-то суды идут сейчас, где-то уже подписаны мировые соглашения».

Строительство экспозиционно-выставочного центра Государственного исторического музея около Новодевичьего монастыря было анонсировано правительством в 2016 году. Тогда планировалось завершить его к 2023 году. Создание комплекса, согласно распоряжению правительства, относится к мерам по сохранению исторического облика особо ценного объекта культурного наследия народов РФ «Ансамбль Новодевичьего монастыря», 500-летие которого отмечается в 2024 году.

Проект Музея истории Новодевичьего монастыря. Фото: Москомархитектура
Проект Музея истории Новодевичьего монастыря.
Фото: Москомархитектура

К 2019 году строительные работы еще не начались: шли поиски конкретного места поблизости от монастыря, где можно было бы разместить здание. В итоге был выбран участок по адресу Лужнецкий проезд, владение 15. Ранее здесь располагалась детская инфекционная больница, а потом компания «Медстройинвест» планировала возвести жилое здание. В итоге права на владение этим земельным участком были переданы государству. Но строительство филиала ГИМ все никак не начиналось, пока работы над объектом не были переданы, в числе прочих музейных долгостроев, от структур Министерства культуры к ППК «Единый заказчик в сфере строительства», специально основанной для этого в феврале 2021 года.

Проект представляет собой здание небольшой высотности, чтобы не нарушать историческую застройку района около монастыря — памятника из списка ЮНЕСКО. Проектированием занималось ТПО «Резерв» во главе с Владимиром Плоткиным. Это четырехэтажный комплекс с шести-семиметровой консолью и световым фонарем на кровле, выполненный в стиле брутализм. В отделке будут использованы объемные керамические глазурованные панели нескольких оттенков — от терракотового до темно-коричневого, белые фиброцементные панели и стеклофибробетонные плиты с контррельефным изображением Новодевичьего монастыря.

Проект Музея истории Новодевичьего монастыря. Фото: Москомархитектура
Проект Музея истории Новодевичьего монастыря.
Фото: Москомархитектура

Площадь здания составит порядка 10 тыс. кв. м. На первом этаже комплекса будут располагаться зона для интерактивных занятий с детьми, многофункциональный зал, магазин сувениров и кафетерий, а также атриум с открытой лестницей и лифтами, связывающими все общественные уровни музея. В подземной части здания разместится парковка.

В выставочных залах, расположенных на верхних этажах, планируется создать основную экспозицию, посвященную истории монастыря в контексте русского государства и церкви. Кроме того, в центре запроектированы лекционный зал на 140 мест и фондохранилища для части коллекций Государственного исторического музея.

Также музей занимается реставрацией здания бывшего Дворцового ведомства на пересечении Большого Левшинского и Денежного переулков, где разместится Музей истории российского казачества.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+