18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Когда завершатся главные музейные стройки и реконструкции

Здание нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Здание нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Представляем обновленный список открытий новых или реконструированных зданий и музейных кварталов, а также рассматриваем перспективы важных долгостроев

В нынешние смутные времена давать гарантии о завершении музейных строительных работ никто не готов. В уходящем 2023 году, несмотря на все обещания, реализовались лишь некоторые планы. В ноябре пермский Музей современного искусства PERMM обосновался в обновленном здании бывшего дилерского центра Mercedes; Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник назначил переезд в новое здание на 20 декабря; а в Кронштадте заработал Музей военно-морской славы России. В общем, негусто. Большинство грядущих открытий — те, что сдвинулись с предыдущих лет.

Многочисленные крупные долгострои (не только музейные) так утомили правительство, что исполнение госконтрактов по ним было передано от структур министерств культуры, науки и высшего образования, спорта, Федеральной налоговой службы под контроль Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства — специально основанной для этого в феврале 2021 года публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства». В настоящее время эта компания продолжает консолидацию (а также аудит предыдущих расходов, порой весьма драматический) объектов-долгостроев, к числу которых, если речь идет о сфере культуры, в Москве относятся музейный городок Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея и Политехнический музей. Всего «Единый заказчик» отвечает за строительство и реконструкцию почти 30 объектов культуры, включая Санкт-Петербургскую консерваторию, цирки и так далее.

Проект здания нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Фото: Государственная Третьяковская галерея / Архитектурное бюро SPEECH
Проект здания нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.
Фото: Государственная Третьяковская галерея / Архитектурное бюро SPEECH

Проекты Третьяковской галереи, пожалуй, первые по важности из ожидаемых открытий. Как рассказала нашему изданию директор музея Елена Проничева, в планах на грядущий год — ввод в эксплуатацию нового корпуса площадью 35 тыс. кв. м на Кадашевской набережной, строительство которого длится уже десять лет и в последнее время идет по расписанию. С октября 2023 года на 2024 год перенесли и запуск самарского филиала Третьяковки в реконструированном здании раннесоветской фабрики-кухни — об этом сообщила директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Елена Харламова на ноябрьской стратегической сессии всероссийского проекта «Музейные маршруты России». По ее словам, в намеченный срок в 2024 году откроется другой региональный филиал музея — в Калининграде. А вот открытие подразделения ГТГ во Владивостоке сдвинулось с 2024 на 2025 год.

Здания фабрики-кухни завода имени Масленникова, где расположится самарский филиал Третьяковской галереи. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Здания фабрики-кухни завода имени Масленникова, где расположится самарский филиал Третьяковской галереи.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Сроки сдачи Музейного квартала ГМИИ им. А.С.Пушкина тоже изменились. Ранее сообщалось, что первыми из списка его зданий откроются депозитарий и реконструированный дом Стуловых (несостоявшийся Дом Текста), однако теперь на наш запрос пресс-служба ответила, что это произойдет в 2025 году. А в 2024-м откроют одно административное здание, и, кроме того, планируется сдача инженерных сетей, обеспечивающих водой, теплом и электричеством все объекты квартала.

Другой музейный квартал для москвичей, с парком и садовой зоной, группируется вокруг Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина и получил название «Бахрушинский». Помимо исторического особняка, в него входят еще три дореволюционных дома, а также новый Музейно-театральный центр.

Новое здание Музея истории российского казачества. Фото: Музей истории российского казачества
Новое здание Музея истории российского казачества.
Фото: Музей истории российского казачества

Пресс-служба Государственного исторического музея подтвердила нам, что работы над его новым филиалом — Музеем истории российского казачества, который откроется в здании XIX века в районе Пречис­тенки, идут по плану. Кипит работа и по реконструкции гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице — там разместится Музей транспорта Москвы. Все три открытия назначены на 2024 год.

В Санкт-Петербурге завершается строительство фондохранилища и реставрационного центра Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунст­камеры) площадью 25 тыс. кв. м. Фондо­хранилище сооружается в Озерках на базе недостроя НИИ прикладной астрономии РАН. Осенью начались работы по внутренней отделке. Несколько месяцев займет перевозка экспонатов из центра города. Открытие намечено на день основания Кунст­камеры в декабре 2024 года.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Из частных учреждений в наш список попало музейное здание в квартале ЗИЛАРТ, в котором вместо «Эрмитажа-Москва» разместится музейно-выставочный центр с рабочим названием «Коллекция». Его обещали достроить к концу 2023 года, однако в пресс-службе Группы ЛСР нам ответили, что и его откроют в 2024-м.

Некоторым потребуется еще больше времени. Так, в октябре генеральный директор ППК «Единый заказчик в сфере строительства» Карен Оганесян на заседании Комитета Государственной Думы по культуре заявил, что многострадальный Политехнический музей наконец примет посетителей в 2025 году.

Проект музейно-выставочного центра с рабочим названием «Коллекция»( экс «Эрмитаж-Москва»). Фото: Пресс-служба Москомархитектуры
Проект музейно-выставочного центра с рабочим названием «Коллекция»( экс «Эрмитаж-Москва»).
Фото: Пресс-служба Москомархитектуры

Также в 2025 году, как подтвердили нам в пресс-службе ГИМ, должен открыться экспозиционно-выставочный центр Исторического музея около Новодевичьего монастыря, который будет посвящен истории этой обители и в целом русского православия и Московской патриархии. Его строительством также занимается «Единый заказчик». Тогда же планируют открыть и новый корпус Музеев Московского Кремля в Средних торговых рядах.

Еще один долгострой, который стоит упомянуть, — это будущий эрмитажный филиал «Музей геральдики», который должен разместиться в здании Биржи на Васильевском острове. В Бирже летом завершился первый этап реставрации, но, по словам генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, для полного окончания работ потребуется получение нового финансирования и после этого — еще три года. Другой долгострой Эрмитажа — фондохранилище и производственная база на Школьной улице. Согласно свежей информации на сайте Федеральной адресной инвестиционной компании России, текущая дата ввода его в эксплуатацию — 2028 год; эту стройку также начал координировать Минстрой.

Добавим в перспективные планы и частную институцию: в конце 2022 года ООО «ГЭС-2» приобрело кинотеатр «Ударник», расположенный рядом с Домом культуры с таким же названием. Сейчас ему предстоит реставрация, которую курирует проектная группа во главе со Светланой Максимченко. По планам, она продлится четыре года.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+