18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рядом с Новодевичьим ищут место музейному комплексу

№49
Материал из газеты

Он будет включать в себя выставочные залы, информационный центр и помещения для хранения музейных фондов

Федеральное правительство в конце октября 2016 года анонсировало строительство экспозиционно-выставочного центра Государственного исторического музея. Он расположится неподалеку от Новодевичьего монастыря, который c 1934 года был филиалом музея, пока в 2010 году его не передали Русской православной церкви.

Как рассказал директор Исторического музея Алек­сей Левыкин, несмотря на сложность процесса передачи Новодевичьего монастыря, отношения между музеем и церковью можно назвать образцовыми, и в первую очередь это касается работы по сохранению иконостасов с 250 иконами XVI–XIX веков, входящих в Музейный фонд России. В их числе пятиярусный резной иконостас, выполненный по заказу царевны Софьи мастерами Оружейной палаты для главного храма обители — Смоленского собора. В следующем году в рамках комплексной реставрации Новодевичьего монастыря там начнутся восстановительные работы. Их проведет АО «Меж­областное научно-художественное реставрационное управление», которое с 1980-х годов занималось в монастыре реставрацией икон и фресок. Всего планируется отреставрировать 43 объекта, на что выделяется 5,2 млрд руб.

«Процесс достаточно серьезных реставрационных работ на территории монастыря привел к очень интересной ситуации: обсуждая тему музеефикации, обязательной для каждого памятника архитектуры из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, мы совместно пришли к идее создания рядом с монастырем музейного комплекса», — рассказал Левыкин TANR.
Постоянную экспозицию комплекса планируют представить в двух частях: одна будет связана с историей православия в России, другая — непосредственно с Новодевичьим монастырем. Временные экспозиции будут созвучны основной тематике, но дополнят ее неожиданными ракурсами. В качестве одной из возможных тем для выставки Левыкин назвал операцию «Монастырь», которую советские спецслужбы проводили во время Великой Отечественной войны. В настоящее время идут юридические процедуры по согласованию участка земли для размещения музейного комплекса. «Есть пожелание по месту, наше и Московской епархии. Если это будет возможно, то комплекс расположится совсем рядом с Новодевичьим монастырем. Пока говорить о нем преждевременно, сейчас идет процесс землеотвода и подготовки ГПЗУ — это очень важные моменты, определяющие место, параметры здания и характер его использования», — отметил директор Исторического музея.

Создание музейного комплекса, согласно правительственному распоряжению, относится к мерам по сохранению исторического облика особо ценного объекта культурного наследия народов РФ «Ансамбль Новодевичьего монастыря», 500-летие которого будет отмечаться в 2024 году. Помимо нового строительства, намечены реставрация памятников с проведением археологических работ, благоустройство территории, а также разработка концепции развития и плана управления монастырем. В итоге, как было объявлено на конгрессе «Всемирное наследие стран СНГ», в Москве появится новый городской кластер с монастырем, некрополем, парком, церковью Усекновения главы Иоан­на Предтечи и музейно-выставочным комплексом Исторического музея. Все работы необходимо завершить к 2023 году.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+