18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Центре «Зотов» показывают архитектуру конструктивизма

Вера Колпакова. «Цветовое решение архитектурного объема». Мастерская Густава Клуциса. 2 курс. 1928–1929. Фото: Музей истории московской архитектурной школы (МАРХИ)
Вера Колпакова. «Цветовое решение архитектурного объема». Мастерская Густава Клуциса. 2 курс. 1928–1929.
Фото: Музей истории московской архитектурной школы (МАРХИ)

Изюминка экспозиции — недавно открытый архив ленинградского архитектора Бориса Смирнова, который в 1930-е был пионером новой науки эргономики, а также уникальные чертежи и фотографии из Екатеринбурга и Новосибирска

Фундамент конструктивистской архитектуры замешан на утопических идеях: жизнь — в интересах труда и производства, быт и отдых — коллективные. Энтузиазм тех, кто эти идеи разделял, угас довольно быстро. По воспоминаниям ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, поселившейся в юности в одном из конструктивистских домов-коммун, его жильцы тяготились вынужденным общением друг с другом, а хозяйки, которых «освободили» от кухонь, занимались стряпней прямо на подоконниках. Еще более радикальный пример — построенное Иваном Николаевым общежитие для студентов Текстильного института на Шаболовке в Москве. Его обитатели были вынуждены хранить все личные вещи — самый минимум — в специальных шкафчиках в санитарном шлюзе, а крошечные спальные ячейки открывались только на ночь. Режим дня строился по принципу производственного конвейера, быт не должен был мешать личному КПД. В эйфории социалистического строительства идея «жить, чтобы работать» казалась правильной и естественной.

Борис Семенов. «Весна заводская». Из серии «Уралмаш-завод заводов». 1974. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Борис Семенов. «Весна заводская». Из серии «Уралмаш-завод заводов». 1974.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Сложно сказать, рефлексирует ли новая выставка в Центре «Зотов» на тему производственных утопий, жизненных антиутопий и неизбежных перекосов. Она, скорее, о практике, о тех прикладных задачах, которые решали архитекторы-конструктивисты в 1917–1937 годах. Название, будто девиз, отчеканивает: «Работать и жить». Это третий программный проект «Зотова», и его масштаб впечатляет: на двух этажах экс-хлебозавода-автомата разместили более 500 экспонатов из различных музеев, фондов и частных собраний. Звездные имена? Конечно, да. Такая экспозиция немыслима без проектов Моисея Гинзбурга, братьев Весниных, Ильи Голосова, Якова Чернихова и Эль Лисицкого. Но многое удивит даже пресыщенного зрителя. Например, редкие макеты 1920-х, сделанные в мастерской Александра Никольского. А еще архив неизвестного широкой публике ленинградского архитектора Бориса Смирнова, который до конца 1930-х занимался эргономикой — наукой о приспособлении рабочих и досуговых пространств для безопасного и комфортного нахождения в них.

Михаил Черемных. «Гляди в оба». 1931. Фото: Собрание Романа Бабичева
Михаил Черемных. «Гляди в оба». 1931.
Фото: Собрание Романа Бабичева

Архив Смирнова был приобретен специально для выставки творческим сообществом «Мира». Кураторы Полина Стрельцова и Ирина Финская обратились также к коллегам с Урала и из Сибири, которые ведут проекты «Территория авангарда» (Екатеринбург) и «Ново-Сибирск. Конструктивизм!». С их помощью экспозиция пополнилась уникальными чертежами и фотографиями, которые расширяют представление о том, как конструктивизм развивался в разных регионах страны.

Многосложная, состоящая из девяти разделов выставка об архитектуре получила и нетривиальное архитектурное решение от бюро Treivas. Для обрамления экспозиции был предложен образ коробки и типовых сборно-разборных модульных конструкций, позволяющих собирать целые здания подобно мебели IKEA (конструктивистский в своей основе метод). И в кои-то веки посвященный конструктивизму проект не раскрашен в шаблонные красный, серый и черный цвета. Палитра выставки отсылает к изобретательной архитектурной колористике 1920–1930-х — вспомним хотя бы интерьеры Дома Наркомфина в Москве или Баухауса в Дессау. Как и там, цвет на выставке функционален: он маркирует разделы и помогает ориентироваться.

Григорий Симонов, Тамара Каценеленбоген, Михаил Русаков, В. Нотес. «Проект окраски стен и расстановки мебели в двух комнатах». 1925‒1935. Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Григорий Симонов, Тамара Каценеленбоген, Михаил Русаков, В. Нотес. «Проект окраски стен и расстановки мебели в двух комнатах». 1925‒1935.
Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Выставкой «Работать и жить» кураторы попытались ответить на ряд вопросов. В чем отличие конструктивизма от западного функционализма или отечественного рационализма? Как это направление интерпретировали его же адепты-архитекторы? Почему закончилась история конструктивизма — и закончилась ли? По словам Полины Стрельцовой, ей хотелось избежать минорного финала, в котором соцреализм полностью сокрушает и вытесняет авангард. Именно поэтому экспозицию завершает история о «Городе Солнца» Ивана Леонидова — утопическом, гуманистическом проекте, начатом им на фронте, в 1943 году, спустя много лет после «конца» конструктивизма. Конечно, это нельзя назвать хеппи-эндом: творческая судьба Леонидова — гения, которому дали построить лишь парковую лестницу в Кисловодске, — трагична. Но визионерские эскизы «Города Солнца» показывают, что, хотя авангардные архитекторы и просчитались в чем-то при конструировании счастливой реальности, они преуспели в конструировании мечты.

Центр «Зотов»
«Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937»
6 марта — 14 июля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+