18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna

Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna
Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Фото: BoscoVesna

На фасаде и в интерьерах торгового центра BoscoVesna появились арт-объекты Ирины Кориной. В скульптурах-ребусах, соединяющих явления природы и образы культуры, зашифрованы истории, но придумать их предлагается зрителю

Что объединяет голову горгоны, вотивные фигурки, слона, шмеля, пыльцу и круассан? Нет, это не загадка современного Сфинкса, а предложение пофантазировать над скульптурными объектами Ирины Кориной, которые появились в пространстве торгового центра BoscoVesna на Новом Арбате в Москве. Даже не появились, а расцвели, едва повеяло весной, — недаром две монументальные композиции, установленные прямо на фасаде, называются «Букеты будущего». В этих и других «букетах», размещенных в атриуме и на этажах центра, соединились, казалось бы, никак не связанные между собой предметы и образы. Впрочем, никак не связанные — это только на первый взгляд.

Композиция «Потерянное кольцо» состоит из фотографий весеннего поля и тающего снега, сделанных художницей на даче, вотивной фигурки в виде глаза со слезой, а еще окошка из таблицы Менделеева с обозначением золота. А «Четырнадцатое апреля» — из снежных проталин, формулы воды и вдруг — пальмового листа и нескольких шмелей. История умалчивает, как эти «действующие лица» (именно так названы элементы каждого арт-объекта) оказались рядом в одном месте и в одно время. Ирина Корина, много работавшая театральным художником, хочет, чтобы каждый зритель почувствовал себя чуть-чуть драматургом и придумал собственную историю — поделиться ею можно на сайте проекта, отсканировав QR-код.

Инсталляция  «Букеты будущего» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna
Инсталляция «Букеты будущего» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Фото: BoscoVesna

Там же можно посмотреть видеоролики, в которых художница дает ключи к интерпретации работ (но надо помнить, что авторская интерпретация — лишь одна из возможных: объекты-ребусы не имеют единственно верной разгадки). Вот, например, надувная скульптура «Счастливое исцеление». Действующие лица — тысячекратно увеличенные споры и пыльца растений, формула шоколада, ракушка и вотивная фигура «Серебряное ухо» (вотивы в форме ушей, глаз, рук, ног, сердец и других органов, которые нуждаются в исцелении, можно увидеть в церквях в разных уголках мира). Здесь художница предлагает поразмыслить, насколько эфемерно все то, что кажется нам важным здесь и сейчас. Можно терзаться мыслями о политике или глобальных катаклизмах, жить в ожидании повышения на работе или поездки на море, делать научное открытие, но, как только у твоего ребенка разболится ухо из-за отита, все остальное отойдет на второй план. А в иной момент ты не можешь думать ни о чем другом, кроме как о чашечке кофе и свежем круассане. И вообще, откуда взялись шмели 14 апреля? А потерянное кольцо — можно ли будет найти его, когда сойдет снег? Мысли роятся в голове, и иерархия наших забот меняется от минуты к минуте день ото дня.

Скульптура «Природа вещей» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna
Скульптура «Природа вещей» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Фото: BoscoVesna

Скульптуры Ирины Кориной передают это ощущение мимолетности, переменчивости, неоднозначности. Слон, на котором стоял мир, теперь взметнулся ввысь и парит вместе с гигантским пушистым шмелем в 17-метровой скульптуре «Природа вещей», которая растянулась от пола до потолка в пространстве атриума. В этом же вихре можно различить перевернутую елку. Еще вчера она сияла огоньками и радовала глаз, а сегодня ее несут на помойку. Споры и пыльца обещают начало нового цикла жизни, когда природа вновь зацветет и заблагоухает, но кому-то столь долгожданная весна сулит мучительные приступы аллергии. А вот и горгона Медуза, превращенная в страшное чудище за преступление, в котором она была жертвой: Посейдон силой взял ее в храме Афины, что и разгневало богиню. Мир изменился, и сегодня «культура отмены» ударила бы уже по Посейдону.

Весь проект Ирины Кориной для BoscoVesna называется «Природа вещей. Обновление», а курирует его Марина Федоровская. Ранее в этих стенах уже поработал Андрей Люблинский — его яркие, жизнерадостные скульптуры и баннеры в духе Minecraft и других компьютерных игр на год стали частью экосистемы торгового центра. Директор BoscoVesna Игорь Казаков подчеркивает, что это «масштабная и долгосрочная инициатива» — к сотрудничеству будут привлекать и других авторов. Приглашение Кориной кажется смелым шагом: в ее искусстве нет глянца, это почти арте повера (итал. arte povera — «бедное искусство») русских антресолей, дворов, дач и лесов. Интрига состояла в том, как работы художницы покажут себя на территории люксовых брендов. А впрочем, для арте повера нет лучшего антуража, чем дворец или вилла. И лощеное пространство модного ретейла тоже стало подходящим фоном. Важно, что не наоборот. Художники, сотрудничающие с BoscoVesna, делают искусство, а не дизайн-проекты.

«Природа вещей. Обновление», совместный проект BoscoVesna и Ирины Кориной. Детали экспозиции. Фото: BoscoVesna
«Природа вещей. Обновление», совместный проект BoscoVesna и Ирины Кориной. Детали экспозиции.
Фото: BoscoVesna

Нетипичное для размещения арт-объектов пространство (хотя сегодня это уже условность, так как мы наблюдаем художественные интервенции повсюду) позволяет подчеркнуть важную для Ирины Кориной идею соединения несоединимого. Невозможно разложить окружающий мир по ящичкам: искусство запереть в музеях, науку — в исследовательских институтах, всю рухлядь забыть на антресолях, моду оставить для подиума, воспоминания утрамбовать в фотоальбом, а жизнь — в рабочий график. А еще отсоединить серьезные мысли от несерьезных и запретить шмелям вылетать за пределы луга и за пределы лета. Все бесконечно пересекается: кольцо теряется в траве, пришедший на шопинг находит искусство, а название «всёческого» проекта Ирины Кориной заставляет вспомнить поэму I века до н.э. «О природе вещей». Там у Лукреция говорится о том, что атомы, составляющие предмет, не умирают вместе с его разрушением, а становятся материалом для новых сочетаний. А материалом для мысли и воображения может служить что угодно: и голова Медузы, и вотивные фигурки, и слон, и шмель, и пыльца, и круассан. Даже одновременно.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+