18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Андрей Люблинский и BoscoVesna встретились на Арбате

Художник Андрей Люблинский. Фото: BoscoVesna
Художник Андрей Люблинский.
Фото: BoscoVesna
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Необычная для Москвы коллаборация BoscoVesna & Lublinsky оживила тему сотрудничества современных художников и индустрии моды. Тридцать работ художника Андрея Люблинского украсили фасады и интерьеры цитадели моды — центра BoscoVesna на Новом Арбате

Коллаборация BoscoVesna & Lublinsky — яркий пример мировой тенденции. Сегодня у искусства и индустрии моды есть десятки поводов для взаимодействия, совместные проекты работают на благо и во славу всех участников. Хотя еще лет 20 назад коллаборации художников и модных домов критики воспринимали скептически. Считалось, что тиражирование образов высокого искусства разрушает их уникальность и негативно влияет на репутацию художника. Но в наши дни ситуация изменилась: художники и бренды начали остро нуждаться друг в друге. Выставки моды становятся самыми посещаемыми в музеях — достаточно назвать ежегодный гала-вечер Метрополитен-музея, приуроченный к очередной выставке из истории костюма, за которым в сетях следят миллионы «болельщиков».

Вход в центр BoscoVesna на Новом Арбате. Фото: BoscoVesna
Вход в центр BoscoVesna на Новом Арбате.
Фото: BoscoVesna

Сегодня «коллабы» воспринимаются как вариант обмена не только идеями, но и целевыми аудиториями. Но это не главное. Многим молодым художникам (например, в России Покрасу Лампасу, сотрудничавшему с Comme des Garçons, Dries Van Noten, Fendi) коллаборации дают новые возможности осуществить свои замыслы.

Одной из тенденций последних десятилетий стало открытие арт-центров под эгидой fashion-брендов. Первопроходцем еще в 1994 году выступила Миучча Прада, учредившая Фонд Prada. В 2015-м он обрел новый дом в Милане (старинная фабрика была перестроена по проекту Рема Колхаса в выставочное пространство). В 2014-м в Париже открылся грандиозный музей Фонда Louis Vuitton (автор здания — архитектор Фрэнк Гери). В 2021-м Тадао Андо завершил реконструкцию парижской Торговой биржи, где разместились хиты коллекции Франсуа Пино, владельца брендов Balenciaga, Gucci, Saint Laurent и аукционного дома Christie’s. И это только самые яркие примеры.

Среди модных домов лидером по количеству коллабораций с современными художниками является Louis Vuitton. В числе тех, кто с ним работал, — Йонас Вуд, Сол Левитт, Джеймс Розенквист. Почти 15 лет продолжалось сотрудничество с японским художником Такаси Мураками, который, в частности, создал Multicolor Monogram — начертание букв LV в 33 различных цветовых комбинациях. Мураками отвечал и за дизайн магазинов, и в один из сезонов нежно-розовые бутики LV больше напоминали домики Барби, чем средоточие эталонного люкса. В 2017 году Louis Vuitton выпустил серию «Глядя на шар» с Джеффом Кунсом. По замыслу художника шарфы и палантины, сумки и кошельки были украшены фрагментами произведений Леонардо да Винчи, Винсента ван Гога, Клода Моне.

Оформление атриума торгового центра в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky. Фото: BoscoVesna
Оформление атриума торгового центра в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky.
Фото: BoscoVesna

Событием стало приглашение в 2012 году в партнеры Louis Vuitton тогда 83-летней Яёи Кусамы. Яркая авангардистка 1960-х годов, долгое время она была полузабыта, но в 1990-е вернулась на арт-сцену. Коллаборация с Louis Vuitton поставила ее в ряды самых важных художников планеты: не только одежда и аксессуары, но и магазины марки оказались «засыпанными» цветным горошком Кусамы, заставлены ее причудливыми объектами-тыквами, был выпущен даже фильтр для мобильных телефонов, позволявший раскрасить фотографии в цвета Кусамы. А музеи наперебой стали показывать ее инсталляции. В январе 2023-го на фасаде магазина LV в Париже установили гигантскую надувную куклу — портрет художницы, а в Нью-Йорке появился даже рисующий робот с ее обликом.

Многим запомнилось и то, как здание Фонда Louis Vuitton в Париже в 2016 году было преображено классиком французского искусства Даниелем Бюреном. В 1960-е антибуржуазный левак, сегодня он с удовольствием раскрасил в красно-сине-желто-зеленый стеклянную крышу корпоративного музея, добившись эффекта витражей и назвав этот паблик-арт «Обсерватория света».

Образы современного искусства инкорпорирует в свои коллекции и Dior. В 2013-м дизайнер марки Раф Симонс разработал серию сумочек с рисунками Энди Уорхола. В 1950-е Уорхол был успешным рекламным художником. Его обувные скетчи идеально легли на современные аксессуары. В 2013-м же бренд Alexander McQueen выпустил «коллаб» с Дэмиеном Хёрстом — платки с черепами и насекомыми. Дизайнер Марк Джейкобс постоянно использует образы современного искусства. Например, он брал произведения иллюстратора Джуди Верхувен для коллекции спортивной обуви Vans.

Оформление торгового зала в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky. Фото: BoscoVesna
Оформление торгового зала в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky.
Фото: BoscoVesna

Модные дома привлекают современных художников для оформления показов и участия в промоакциях. Так, в 2020-м Риккардо Тиши, в тот момент креативный директор Burberry, провел модный показ в лесу, и гвоздем программы, помимо новой коллекции, стал перформанс немецкой художницы Анне Имхов, обладательницы «Золотого льва» Венецианской биеннале 2017 года.

Московский опыт

Сотрудничество Андрея Люблинского и компании BoscoVesna вписывается в общемировой тренд. То, что Люблинский стал участником пилотной коллаборации, а компания уже анонсировала долгосрочную программу взаимодействия с современными художниками, совсем не случайно.

Выпускник Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица и немецкой Kunsthochschule Berlin-Weissensee, Андрей Люблинский прославился яркими скульп­турами-объектами в городском пространстве, напоминающими огромные детские игрушки в минималистском стиле. У него состоялось около 40 персональных выставок, больше сотни его работ были установлены в разных городах России и мира. Среди самых известных — красные человечки в Перми, желтый утенок в Парке Горького и крокодил на дизайн-заводе «Флакон» в Москве.

Андрей Люблинский в атриуме торгового центра, оформленного в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky. Фото: BoscoVesna
Андрей Люблинский в атриуме торгового центра, оформленного в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky.
Фото: BoscoVesna

Компания Bosco, один из лидеров люксового ретейла в России, включила современное искусство в сферу своих интересов в 2015 году, когда работы российских художников начали появляться на обложках корпоративного журнала BoscoMagazine. Вдохновителем и создателем проектов-коллабораций с современным искусством Bosco стал Игорь Казаков, инициатор фестиваля и директор галереи «ГУМ-Red-Line». Он же выступил автором идеи коллаборации с Андреем Люблинским — уже в качестве директора BoscoVesna.

В 2019 году был проведен первый фестиваль «ГУМ-Red-Line»: работы звезд нашего искусства были выставлены в 15 павильонах на первой линии знаменитого магазина. В 2021 году под эгидой Bosco на Красной площади состоялась выставка паблик-арта «Красный сад». Было показано восемь необычных скульптур современных авторов, а на третьем этаже универмага открылась галерея «ГУМ-Red-Line», где выставляются ведущие российские художники, в частности Гоша Острецов, Николай Полисский, Аристарх Чернышев. У Андрея Люблинского там также состоялась выставка, которая положила начало сотрудничеству.

Оформление атриума торгового центра в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky. Фото: BoscoVesna
Оформление атриума торгового центра в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky.
Фото: BoscoVesna

Вполне закономерно, что свой опыт в оформлении больших публичных пространств компания перенесла на новую площадку — в центр BoscoVesna на Новом Арбате, средоточии остро актуальных брендов. Девиз торгового центра — «Новые впечатления. Новое настроение». Для проекта художником было создано более 30 произведений: баннеры и видеоинсталляции, скульптуры из дерева и металла и гигантские четырехметровые надувные фигуры. Искусство появилось на фасаде магазина, в центральном атриуме, в пространстве бутиков, тем самым связав улицу и интерьеры одной визуальной темой.

Оформление торгового зала в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky. Фото: BoscoVesna
Оформление торгового зала в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky.
Фото: BoscoVesna

Художник продумал все — от больших рекламных экранов и торговых подиумов до дизайна оберточной бумаги. Заслуженно, что имя Lublinsky появилось на фасаде магазина, художник позиционируется в качестве главной звезды и модного бренда.

По словам Андрея Люблинского, сложность состояла в том, что произведения должны были быть масштабными, чтобы заполнить довольно внушительное пространство, их надо было проектировать с учетом быстрого монтажа, они должны были передавать дух места, но одновременно не перегружать его визуальной информацией. 

Как считают организаторы, «искусство подчеркивает яркость и уникальность и самих посетителей BoscoVesna». А также тот факт, что выбор одежды — игра и акт творчества.

Оформление атриума торгового центра в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky. Фото: BoscoVesna
Оформление атриума торгового центра в рамках коллаборации BoscoVesna &Lublinsky.
Фото: BoscoVesna

Добиться разнообразия и в то же время цельности всей истории художнику, очевидно, помог принцип конструктора: сочетание базовых геометрических фигур-модулей и основных цветов дает массу вариантов, не зря Люблинский когда-то защитил диплом в академии на тему «Игра как метод дизайна» и сегодня охотно дает желающим мастер-классы по созданию собственных скульптур из готовых «деталей».

В рамках коллаборации в BoscoVesna организовано дискуссионное пространство — гостиная школы Masters, где проходят встречи, лекции и презентации на темы искусства, кино и дизайна. Более того, была запущена серия NFT, где каждая фигурка уникальна, хотя и похожа на остальные. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+