18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковская галерея в Калининграде откроется в июне

Филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Фото: Александр Матвеев/Группа компаний Стройтрансгаз
Филиал Третьяковской галереи в Калининграде.
Фото: Александр Матвеев/Группа компаний Стройтрансгаз

Первым проектом в новом музейном здании станет ретроспектива русского искусства за 500 лет

Выставка «Третьяковская галерея. Пять веков русского искусства», которая станет первой экспозицией в калининградском филиале Государственной Третьяковской галереи, пройдет с июня 2024 года по март 2025 года.

Проект, как сообщает пресс-служба музея, посвящен многогранному образу России в отечественном искусстве. «История, география, культура, многообразие народов, объединенных одной территорией, общими судьбой и памятью, станут центральными темами первой выставки», — говорится в пресс-релизе.

Василий Кандинский. Этюд «Всадник. Георгий Победоносец». 1914-1915. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Кандинский. Этюд «Всадник. Георгий Победоносец». 1914-1915.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Из Москвы в Калининград приедет 300 произведений, отражающих развитие искусства на протяжении последних 500 лет. Любопытен акцент подбора экспонатов, отмеченный в анонсе выставки: «Проект призван выявить вечные ценности, актуальные для любого исторического периода, а также наглядно показать, как в русском искусстве отразились поиски самобытности и идентичности».

Алексей Венецианов. «Первые шаги (Крестьянка с ребенком)». Начало 1830-х. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Венецианов. «Первые шаги (Крестьянка с ребенком)». Начало 1830-х.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В числе обещанных экспонатов — иконы XVI–XVIII веков, живопись XVIII — первой половины XIX века, золотой фонд, собранный Павлом Третьяковым, эксперименты авангардистов. На выставке будут показаны картины Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Ильи Репина, Валентина Серова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина, работы авангардистов — Казимира Малевича, Василия Кандинского, произведения художников «Бубнового валета» и соцреализма, «сурового стиля» и периода оттепели, скульптуры Анны Голубкиной, Сергея Конёнкова, Веры Мухиной, а также многих других выдающихся мастеров второй половины XX века.

Кузьма Петров-Водкин.  «Свеча и графин». 1918. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Кузьма Петров-Водкин. «Свеча и графин». 1918.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Филиал Третьяковской галереи в Калининграде построен на острове Октябрьский в рамках одного из четырех культурно-образовательных комплексов, строящихся в городах России по поручению президента Владимира Путина. Помимо галереи, в западной части острова строят филиал Большого театра и Балтийскую высшую школу музыкального и театрального искусства (филиал РГИСИ). В восточной части разместились филиалы Центральной музыкальной школы — Академии исполнительского искусства «Балтийский» и Московской государственной академии хореографии в Калининграде. Также на острове строятся дома для будущих сотрудников объектов комплекса и общежитие филиала РГИСИ.

Строительство музея велось в течение четырех лет — с декабря 2019 года по декабрь 2023 года, в настоящее время ведутся работы по обустройству. Здание возвели по проекту, разработанному архитектором Юрием Григоряном и его бюро «Меганом», подрядчиком выступила компания ГК «Стройтрансгаз».

Визуальной доминантой здания стала 50-метровая башня. Фото: Группа компаний Стройтрансгаз
Визуальной доминантой здания стала 50-метровая башня.
Фото: Группа компаний Стройтрансгаз

Как рассказывала предыдущий директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в октябре 2022 года, анонсируя проект, он будет «музеем мечты» — самым большим и современным музейным зданием в регионах.

По словам застройщика, общая площадь музея 17,6 тыс. кв. м. В здании 14 выставочных залов, площадь которых составляет более 4,5 тыс. кв. м. Также в его стенах разместятся кинозал, кафе, библиотека, фондохранилище, лекторий, различные образовательные мастерские (включая гончарную), учебные студии и аудитории, реставрационные мастерские.

За счет конструкции фасада с 15-метровой нависающей консолью и эффектной подсветки по контуру, здание имеет эффект парящего над землей. Фото: Группа компаний Стройтрансгаз
За счет конструкции фасада с 15-метровой нависающей консолью и эффектной подсветки по контуру, здание имеет эффект парящего над землей.
Фото: Группа компаний Стройтрансгаз

Здание имеет эффект парящего над землей за счет конструкции фасада с 15-метровой нависающей консолью и эффектной подсветки по контуру. Анфилада выставочных залов будто подвешена в воздухе, благодаря остеклению открываясь к городскому пространству и сливаясь с окружающим парком.

Визуальной доминантой здания стала 50-метровая башня, в которой разместятся администрация и сотрудники музея, многофункциональное пространство, предназначенное для презентаций, пресс-конференций и иных мероприятий, а также технические помещения для инженерных систем комплекса.

Ключевым элементом входной зоны музея стала парадная лестница. Фото: Группа компаний Стройтрансгаз
Ключевым элементом входной зоны музея стала парадная лестница.
Фото: Группа компаний Стройтрансгаз

Ключевым элементом входной зоны стала парадная лестница высотой 7 м, имеющая всего две точки опоры, что создает впечатляющий визуальный эффект. Она многофункциональна: ее ступени могут служить пространством для лекций, мастер-классов или отдыха.

Для подготовки музейных специалистов, которые могли бы работать в новом учреждении, Третьяковская галерея и Балтийский федеральный университет им. И.Канта в прошлом году запустили совместную магистерскую программу.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+