18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пресня в лицах: в «Зотове» выстроили образ района из воспоминаний его жителей

Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

Необычный проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов» приглашает заблудиться в лабиринте улиц и воспоминаний. Мы подготовили путеводитель по разделам выставки, который позволит не упустить главное

Центр «Зотов» посвятил новый проект — «Пресня: выставка моей памяти» — району, где он расположен. Образ места складывается из воспоминаний жителей Пресни, исторических артефактов и произведений искусства. «В основу экспозиции положен клиповый принцип работы памяти, — говорит куратор Анна Замрий. — Наши воспоминания хранят лишь небольшие фрагменты событий, которые реконструируются и сшиваются в единый нарратив. Из этих причуд памяти, в которой коллажируется объективное и субъективное, и вырос проект».

Пространство выставки устроено в виде лабиринта улиц, ведущих к площадям, домам и квартирам. Извилистая линия пандуса, например, обозначает набережную Москвы-реки, а в очертаниях некоторых конструкций угадываются архитектурные доминанты Пресненского района, включая округлое здание конструктивистского хлебозавода № 5, в котором расположен Центр «Зотов». Автором необычной сценографии выступил художник Алексей Трегубов. «В основу идеи пространства лег исторический план района, пропущенный через фильтр моих воспоминаний об этих местах и получивший за счет этого новый, измененный, поэтический образ», — поясняет он.

Воспоминания, из которых соткана драматургическая ткань экспозиции, собраны благодаря проектам «Прожито» и «Устная история» и в ходе организованной Центром «Зотов» лаборатории авторской фотокниги под кураторством Аллы Мировской, которая также выступила сокуратором выставки. Мы подготовили путеводитель, частично соответствующий разделам выставки, который позволит не упустить самое интересное в многообразии деталей.

Пресня индустриальная

Экспозиция начинается с хлебозавода внутри хлебозавода. Поднимаясь по пандусу внутри округлой конструкции, изображающей здание Центра «Зотов» в миниатюре, можно узнать, что происходило в этих стенах раньше. В вертикально вытянутых нишах, повторяющих форму окон хлебозавода № 5 (примечательно, что в других подобных зданиях было сделано по преимуществу горизонтальное ленточное остекление), размещены фотографии его цехов и сотрудников. Дойдя до конца спирали, обнаруживаешь макет хлебозавода, детали аппаратуры и книгу об инженере Георгии Марсакове, который придумал этот тип зданий и механизм производства.

Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

История Трехгорной мануфактуры, старейшего московского текстильного предприятия, территория которого теперь превращена в бизнес-кластер, оживает на выставке через фотографии, живопись, гравюры и воспоминания. Советский фотожурналист Юрий Кривоносов, в юности проработавший здесь некоторое время токарем, делится необычной деталью: «Был так называемый дежурный по узлам среди нас. Один назначался, по очереди. В чем это заключалось? Когда днем мы ложились спать, нужно было разуваться. У многих были запутанные шнурки, и узлы надо было развязывать. Вот для этого и выделялся специальный дежурный по узлам». Цеха предприятия изображали Нина Симонович-Ефимова, двоюродная сестра и ученица Валентина Серова (в честь нее, к слову, назван кратер Ефимова на Венере), и Василий Чекрыгин, а среди сделанных здесь фотографий разных лет можно увидеть и такую, где запечатлен митинг против возобновления бомбардировок американской авиацией Вьетнама в 1972 году. Самая знаменитая работница мануфактуры — сестра поэта Владимира Маяковского Людмила. Она 17 лет руководила здесь аэрографической мастерской. В экспозиции показаны личные вещи (кисть и краски) Людмилы Маяковской, созданные ею образцы ткани, а также звучат ее воспоминания о брате.

Пресня горящая и простреленная

Линогравюра Ольги Розановой со словами из стихотворения Алексея Крученых «С закрытыми глазами видел пулю. Она тихонько кралась к поцелую» выступает эпиграфом к той части экспозиции, что посвящена войне и восстаниям. Баррикады в Пресненском районе строились не единожды. Те, что были возведены в кульминационной точке революции 1905 года, показаны в альбоме неизвестного фотографа «Москва в декабре». А вот уже запись журналиста Андрея Дятлова, сделанная во время августовского путча 1991 года: «Кто-то вручил скульптуре, посвященной революции 1905 года, трехцветный российский флаг».

Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

Самые трагические страницы в истории Пресни связаны с Великой Отечественной войной. Фонд истории 127-й школы предоставил на выставку фотографии учителей и учеников, ушедших на фронт, и другие артефакты. Среди них — каски советского и немецкого солдат, рубашка молодого литератора Ильи Гормана, погибшего от осколка вражеской бомбы на заводе «Красная Пресня», а также письма. Из недатированного письма ученика 127-й школы Анатолия Подъездкова становится ясно, что летом 1941-го он оказался среди ограниченного контингента советских войск, который был введен в Иран с целью предотвращения попыток втягивания этого государства в войну на стороне гитлеровской коалиции. А сын учителя физики Якова Евгеньевича Северина в воспоминаниях об отце воспроизводит историю в духе новеллы О.Генри «Дары волхвов». Перед отъездом Якова Северина на фронт его жена прошла 16 км из Подмосковья до военной части, чтобы проститься, а он тем временем сам прибыл домой с той же целью. Так они и разминулись. Навсегда.

Пресня нездешняя

Раздел «Пресня нездешняя» открывает район как мультикультурное место. Среди известных пресненских храмов — католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, грузинская Георгиевская церковь, армянская церковь Успения Богородицы, храм Рождества Иоанна Предтечи и храм Святителя Николая на Трех Горах, который в 1928 году обезглавили и разместили в его нижнем ярусе детский Дом культуры им. Павлика Морозова (здание вернули церкви в 1992 году). А вот что вспоминает о местном костеле Елена З.: «Я училась в художественной школе на Климашкина. Порой, вечером после занятий, ходили к костелу пугаться — кто-то сказал, что там привидения, прям в окнах их видно. Не довелось увидеть, но жутковато было, домой на Патриаршие летела со всех ног».

Александр Родченко. «Планетарий». 1932. Фото: МАММ/МДФ
Александр Родченко. «Планетарий». 1932.
Фото: МАММ/МДФ

Пресня — это не только созвездие разных культур. Отсюда, из Московского планетария, можно увидеть и созвездия внеземные. Куратор выставки и фотограф Алла Мировская объединила в своем проекте, показанном здесь, старые семейные фотографии с объектами глубокого космоса. Пожилая женщина на одном из снимков подписана как «Бабочка из остатков звезды в планетарной туманности NGC 6302», а туманность — как «Лидия Ивановна Васильева».

Пресня зеленая

Как отмечает Анна Замрий, люди, описывая Пресню, чаще всего используют эпитет «зеленая». Кто-то приезжает сюда погулять в зоопарке или Краснопресненском парке, а местные жители особенно ценят тихие зеленые дворы, куда можно нырнуть с оживленных улиц. Одна из главных героинь раздела «Пресня зеленая» — «лучшая ударница московского зоопарка» Вера Чаплина, которая, став писательницей, сочиняла рассказы о его обитателях. Целая повесть была посвящена маленькой львице, которой Чаплина дала имя Кинули. От детеныша отказалась мать, так что женщина взяла его домой и полтора года львица воспитывалась в условиях коммунальной квартиры.

Художник-нонконформист Анатолий Зверев приходил в зоопарк рисовать зверей — на выставке можно увидеть изображения слона и различных птиц. Вместе с ним ходила как-то и Наталья Шмелькова, которая вспоминает: «Мы вышли из зоопарка, какое-то валялось бревно громадное. Мы сели на это бревно, Зверев откуда-то извлек бутылку коньяку, и полилась беседа. Если я сказала два-три слова, то это максимум, говорил Зверев. О поэзии, о Хлебникове, и по философии что-то, и музыка, и то, и се. Я была потрясена».

Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

Среди «зеленых» экспонатов выставки — ботанические препараты, спил ствола 87-летнего ясеня, хранящий информацию о бомбежках, и окаменелости Девонского моря, которое миллионы лет назад простиралось на территории нынешней Москвы (впоследствии оно ушло под землю и сейчас располагается между пластами девонского периода на глубине более 1 км, что в 1930-х годах обнаружил геолог Иван Губкин). Все эти объекты прибыли из Государственного биологического музея им. К.А.Тимирязева. Его история тоже занимательна. Он размещается в усадьбе, построенной на рубеже XIX–XX веков для хранения коллекции русских древностей, собранной Петром Щукиным, братом знаменитых коллекционеров искусства Сергея и Ивана Щукиных.

Пресня артистическая

Раздела с таким названием на выставке нет, но искусство пронизывает всю экспозицию. Есть здесь и работы современных художников (Артёма Филатова, Алексея Луки, группы «МишМаш» и других), и даже многодельный ассамбляж мальчика по имени Федя Яржомбек, в котором зашифровано целое уличное происшествие, случившееся под Новый год. Из динамика звучит голос Евгении Ланг. Художница вспоминает, как Владимир Маяковский предсказал, что ему в Москве поставят памятник: «Тогда я ему сказала: „Володь! Ты что, бредишь?“ Он говорит: „Нет. Я это очень хорошо вижу. Вот здесь, на площади, будет стоять мой памятник“. Тогда я засмеялась и сказала: „Но ведь художникам памятников не ставят“. Тогда он сказал: „Нет, мне памятник поставят не как художнику, мне памятник поставят как поэту“». А в другой части экспозиции можно, подняв трубку, подслушать — как когда-то делали агенты КГБ — телефонный разговор Владимира Высоцкого с его первым переводчиком на английский Мишей Алленом, который сообщает барду, что разоблачил в Нью-Йорке его плагиатора.

Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

Важной точкой на карте Пресни является Малая Грузинская, 28, где располагался подвальный выставочный зал секции живописи при Горкоме графиков — первое пространство, где художники-нонконформисты могли регулярно и легально выставлять свои работы. Сегодня подборка произведений нонконформистов — Ильи Кабакова, Владимира Немухина, Михаила Шварцмана и других — дополняет выставку в «Зотове». Особенно с концепцией выставки рифмуются произведения Олега Васильева, который программно работал с темой памяти. На стене рядом с картиной приведена его цитата: «Память капризна в выборе сюжетов. Помнится часто что-то неважное, и непонятным кажется, на первый взгляд, то, почему память сохраняет одно и пропускает другое. Видимо, тут дело не в событии или предмете. Скорее всего, они уцелели попутно, погруженными в поток света, которым пронизано прошлое. Этот свет есть самая суть воспоминания. Чем глубже в прошлое, тем поток мощнее. И уже где-то там, за чертой различимого, это целая река золотого света. В этой реке тонет моя жизнь и живет все, что было раньше».

Центр «Зотов»
«Пресня: выставка моей памяти»
До 11 февраля

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+