18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анна Родионова: «Где бы ни родилась Снегурочка, но растаяла она у нас»

Директор Государственного мемориального и природного музея-заповедника А.Н.Островского «Щелыково» Анна Родионова. Фото: Музей-заповедник «Щелыково»
Директор Государственного мемориального и природного музея-заповедника А.Н.Островского «Щелыково» Анна Родионова.
Фото: Музей-заповедник «Щелыково»
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Музей-заповедник «Щелыково» отмечает двойной юбилей: 200-летие владельца усадьбы, драматурга Александра Островского, и собственное 100-летие. Как живется институции, расположенной посреди костромских лесов, рассказала директор музея Анна Родионова

Многие музеи в России недавно отмечали свое 100-летие, поскольку была мощная волна музеефикации после революции. Но в Щелыкове все происходило вроде бы не совсем по директиве сверху?

История Щелыкова интересна еще и тем, что множество людей было заинтересовано в сохранении усадьбы. Александр Николаевич Островский был очень гостеприимным человеком. Приглашал к себе на лето артистов и Малого, и Александринского, и провинциальных театров. Это было место, где собирались театральные люди, где их всегда были рады видеть.

И когда не стало Александра Николаевича, его дочь Мария Александровна подхватила эстафету, приглашая гостей в Щелыково, в том числе в свой новый дом (мы его называем «Голубой дом»). Мария Александровна была замужем за Михаилом Андреевичем Шателеном, одним из авторов плана ГОЭЛРО. Он дружил с Луначарским, главой Наркомпроса, автором лозунга «Назад к Островскому!». И к 100-летию драматурга в усадьбе основали музей, учтя просьбы театральной общественности. Ответственной за музей стала внучка драматурга — Мария Михайловна Шателен. Правда, дело шло трудно, и в 1928 году приняли решение, что Щелыково становится домом отдыха артистов Малого театра с условием, что они делают там музей. Артисты и энтузиасты понемногу собирали экспонаты, притаскивали мебель. К сожалению, часть фондов была увезена в Москву и не вернулась.

К слову, на юбилей мне удалось собрать всех потомков Островского в одном месте и в одно время. А его праправнучка Ольга Владимировна Черникова в этом году трижды приезжала. Договорились, что будем по возможности встречаться каждый год.

ДОСЬЕ
Анна Родионова
Директор Государственного мемориального и природного музея-заповедника А.Н.Островского «Щелыково»

Родилась в Москве
1990 поступила в Московский институт радиотехники, электроники и автоматики
1994–1996 работала администратором в Студенческом театре МГУ
1996–2003 училась в РАТИ-ГИТИС на продюсерском отделении
1999–2018 работала в театре «Мастерская Петра Фоменко» заведующей костюмерным цехом, помощницей художественного руководителя, заведующей труппой
2020–2022 куратор резиденции Союза театральных деятелей в Щелыково
С 2022 директор музея-заповедника «Щелыково»

Еще…

Музей у вас не только мемориальный — еще и природный, но сердцевина его все-таки дом, наверное? Он ведь подлинный, что редкость для деревянных строений.

Да, дома часто горели, особенно после революции, а вот он сохранился (хотя были здесь недолго и колония для беспризорников, и правление колхоза) — благодаря отношению окружающих к памяти Островского, к его семье. Почти все бревна в этом доме помнят Александра Николаевича, максимально воссоздана та обстановка, что была при нем. Пожалуй, единственное, что не совсем так, — это спальня, в которой его вдова Мария Васильевна 20 лет жила уже без него. А на антресольном этаже, где раньше были детские, расположена экспозиция гостиной Александры Яблочкиной, знаменитой актрисы Малого театра (в летнее время она жила здесь в двух комнатах).

Легендарный «Голубой дом», возведенный Марией Шателен, дочерью Александра Островского, в 1903 году по ее собственному проекту. Фото: Музей-заповедник «Щелыково»
Легендарный «Голубой дом», возведенный Марией Шателен, дочерью Александра Островского, в 1903 году по ее собственному проекту.
Фото: Музей-заповедник «Щелыково»

В разные времена дом Островского был выкрашен по-разному. А какой цвет считать самым исторически достоверным?

В описаниях говорится о цвете серого камня. Сейчас у нас дом свежевыкрашенный, поэтому темно-серый. Со временем на солнце выгорит и будет светлее. Ну а в советское время чем только его не красили!

Упомянутый «Голубой дом» или вот еще две беседки — это тоже сооружения с охранным статусом?

Объекты культурного наследия регионального значения. И именно поэтому возникают сложности с их реставрацией. Раньше было проще: сгнила дощечка — ее вынули и заменили на новую. А сейчас я должна подготовить проект, его утвердить, потом смету утвердить, а дерево продолжает гнить.

Сметы на минимальный ремонт «Голубого дома» более 5 млн руб. А на юбилей денег не дали совсем. Сейчас опять буду подавать в Министерство культуры заявку: дайте мне денег на ремонт «Голубого дома», потому что состояние уже критическое.

Усадьба и парк — лишь малая часть вашей территории. Такие ландшафты вокруг! Со стороны — роскошество, но ведь и проблемы большие?

Головная боль огромная. Да еще и территория эта была каким-то странным образом нарезана: ее куски не соединены друг с другом. И нелогично, и далеко, и не сохранилось там сейчас жилых деревень. Просто глушь, которая считается землей заповедника. Что я там буду делать? Туда не добраться: ни дорог, ничего.

Старинный усадебный парк. Фото: Музей-заповедник «Щелыково»
Старинный усадебный парк.
Фото: Музей-заповедник «Щелыково»

Все-таки есть и не совсем уж глушь. Та же деревня Николо-Бережки, где могила Островского…

Да, это наша законная земля, но она ограничена оградой церкви, тропинкой до дома Соболева, где расположен наш этнографический музей. Возле него маленький пятачок, под ним склон к реке Куекше, и еще мостки, лестница через овраг. Все остальное — земли поселений, лесничества и сельхозназначения.

Лестница с мостками феерическая, кстати, да еще и с освещением теперь…

Это мы недавно провели социальный эксперимент: купили фонарики на солнечных батареях. Они были по всему парку. Поскольку в Бережки пешком сейчас ходят редко, предпочитая доехать, на лестнице их не так много скрутили, а вот в Нижнем парке — почти все.

За год?

Какое «за год»! Их повесили в мае! А в августе в парке из 30 лампочек осталось от силы 5.

Вы начали с того, что еще при Островском сюда приезжали артисты, и в 1920-е годы тоже. Но ведь и потом эта традиция жила десятилетиями. Тут был знаменитый Дом творчества Всероссийского театрального общества, позднее ставший санаторием Союза театральных деятелей. Как сейчас обстоит дело с этим соседством?

Когда Малый театр передал усадьбу ВТО, музей стал, по сути, отделом Дома творчества. Разделились мы только в 1995 году, когда СТД, преемника ВТО, обложили налогами и там поняли, что не вытянут музей. И его передали Министерству культуры. Сейчас санаторий находится на территории музея, но подчиняется Союзу театральных деятелей. У нас симбиоз, мы все равно друг от друга зависим.

Мемориальный дом. Фото: Музей-заповедник «Щелыково»
Мемориальный дом.
Фото: Музей-заповедник «Щелыково»

Совместно устраиваете фес­тивали, лаборатории, семинары?

В 2020 году, когда я была куратором творческой резиденции СТД, это все возобновилось. Стали привозить сюда молодых артистов, они репетировали, показывали спектакли. В юбилейный год я уже в качестве директора музея сама привозила театральные коллективы. Надеюсь, это продолжится.

Заявку на участие в резиденции может подать любой театральный коллектив, или даже не театральный, или просто какие-то два-три автора, желающие вместе написать пьесу. Заявок приходит очень много. Потом экспертный совет отбирает: это совсем сумасшедшие, а вот это нестандартно, но надо понять, насколько у них интересный проект, насколько он соответствует духу Щелыкова.

Теперь про Снегурочку. Вот с родиной Деда Мороза наша страна давно определилась, все понятно. Что касается родины Снегурочки — для вас это полезный бренд или только лишнее беспокойство?

Это сказание Костромской земли, безусловно, которое Островский услышал от местных жителей. История про девочку Снегурочку. Но сказка-то не детская совсем, а в советское время Снегурочка вдруг стала внучкой Деда Мороза. Поэтому, с одной стороны, хорошо, что люди поедут хотя бы из-за Снегурочки и заодно узнают, что был такой драматург — Островский... Я бы так сказала: в данном случае не важно, где родилась Снегурочка, но растаяла она у нас. Сказку облек в форму Островский, и сделал это именно здесь, сидя в двухэтажной беседке, которую его дети даже прозвали Снегуркиной.

Экскурсионного маршрута к роднику, где Снегурочка как раз и растаяла, у вас нет?

Есть и сейчас, просто не хватает людей, чтобы водить туда группы. Да и группы сейчас приезжают ненадолго — времени едва хватает на дом, парк и церковь. Но если предварительно просят отвести на «Снегурочкино сердце» (Голубой ключик) — всегда ведем.

Шале. Фото: Музей-заповедник «Щелыково»
Шале.
Фото: Музей-заповедник «Щелыково»

Традиционный вопрос — про планы.

Из планов — делать выставки как можно разнообразнее. И продолжу приглашать театральные коллективы. Мы придумали «День с Островским»: люди сначала идут на экскурсии, а еще у них есть опция — посмотреть спектакль по Островскому. Обязательно это будет 12 апреля, его день рождения, и 14 июня, день памяти. Может быть, еще какие-то дни, посмотрим. Многое, конечно, зависит от финансов: чтобы сыграть относительно полноценный спектакль, нужно декорации вывезти. Чем хороши студенческие спектакли — там все-таки попроще с декорациями. И студенческие спектакли иногда бывают гораздо лучше, искреннее, чем профессиональные.

Вы ведь москвичка, театральный человек из столицы. Как и почему возникло в вашей жизни Щелыково?

Приехала однажды и заболела этим местом. Стала приезжать на отдых только в Щелыково, а дальше — больше: купила участок со старым домом, перестроила его, сделала зимним. Потом бросила театр, переехала сюда жить. В 2020 году вообще все сюда «понаехали» на пандемийную изоляцию, поэтому нам было нескучно. И как раз тогда зародилась идея театральной резиденции.

А потом так судьба развернулась, что я стала директором музея. Для меня Щелыково многое значит, и я постараюсь, чтобы оно опять зазвучало на всю Россию. Это я так себя уговаривала быть директором. (Смеется). Сложность в том, что я раньше в Щелыково приезжала отдыхать, а сейчас в нем работаю. И до сих пор не могу к этому привыкнуть. (Смеется.)

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+