18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Вермеера в Рейксмузеуме побила рекорд

Здание амстердамского Рейксмузеума. Фото: Peter Dejong/AP Photo
Здание амстердамского Рейксмузеума.
Фото: Peter Dejong/AP Photo

Амстердамский музей объявил, что проект, собравший 28 из 37 сохранившихся картин живописца, оказался самым посещаемым с момента его основания

Выставка произведений Яна Вермеера в нидерландском Рейксмузеуме, которая проходила с 10 февраля по 4 июня 2023 года, стала самой успешной за всю историю его существования.

Билеты на выставочный блокбастер поступили в продажу онлайн заранее и были мгновенно раскуплены. Чтобы избежать столпотворения в залах, количество посетителей и сеансов строго контролировалось, однако все равно их число в итоге составило 650 тыс. человек, в частности благодаря тому, что музей продлил время работы до позднего вечера (22:00) трижды в неделю.

Открытие выставки Вермеера в Амстердаме.  9 февраля 2023 г. Фото: EPA/KOEN VAN WEEL
Открытие выставки Вермеера в Амстердаме. 9 февраля 2023 г.
Фото: EPA/KOEN VAN WEEL

Пресс-служба Рейксмузеума сообщает, что за 16 недель выставку посетили зрители из 113 стран. При этом 55% посетителей были нидерландцами. Было продано более 100 тыс. экземпляров каталога Вермеера — и это также больше, чем продается каталогов любой другой выставки Рейксмузеума.

Выставка поспособствовала новым искусствоведческим исследованиям, которые позволили лучше понять творческий процесс Вермеера, контекст, в котором создавалось его искусство, оценить знание художником оптических инструментов и открыть новые факты о его жизни в Делфте. В частности, стало известно, что он контактировал с католическим орденом иезуитов в Делфте и благодаря им получил камеру-обскуру, которую использовал в своем творчестве. В число покровителей Вермеера добавилась женщина — Мария де Кнёйт. Именно она владела половиной всех его произведений, то есть по меньшей мере 20 работами.

Проект стал крупнейшей выставкой Яна Вермеера в истории: на ней удалось собрать 28 из 37 сохранившихся картин живописца. В частности, в Амстердам привезли «Девушку с жемчужной сережкой» (около 1664–1667) из Маурицхёйса в Гааге, «Девушку, читающую письмо у открытого окна» (около 1657–1659) из Дрезденской картинной галереи старых мастеров, «Кружевницу» (около 1669–1670) из Лувра и «Женщину, держащую весы» (около 1663–1664) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Предыдущий выставочный рекорд принадлежал экспозиции 1996 года в Маурицхёйсе в Гааге, объединившей 23 полотна.

Выставка Вермеера в Амстердаме. Фото: Henk Wildschut/Rijksmuseum
Выставка Вермеера в Амстердаме.
Фото: Henk Wildschut/Rijksmuseum

К выставке Рейксмузеум подготовил проект «Ближе к Вермееру», благодаря которому можно в деталях изучить картины самостоятельно или же в сопровождении Стивена Фрая (на английском). Этот сайт посетило почти 800 тыс. человек; кроме того, он уже получил две весомые награды — Webby Awards и Golden European Design Award. Для сайта картины Вермеера были отсняты в невероятном разрешении, позволяющем разглядеть буквально каждую крупинку пигмента на холсте.

Для тех, кто не смог или не успел побывать на выставке, в качестве послесловия шесть картин художника будут выставлены в Галерее почета Рейксмузеума с 7 июня по 10 октября. Две из них происходят из американских коллекций и с разрешения владельцев немного задержались после окончания выставки. «Девушка в красной шляпе» (Национальная художественная галерея, Вашингтон) и «Девушка за вёрджинелом» (Лейденская коллекция, Нью-Йорк) будут показаны вместе с четырьмя работами Вермеера из собрания Рейксмузеума.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+