Самую большую в истории выставку Вермеера проведет Рейксмузеум в 2023 году

Ян Вермеер. «Молочница». 1658–1661. Фрагмент. Фото: Rijksmuseum Amsterdam
Ян Вермеер. «Молочница». 1658–1661. Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum Amsterdam

Амстердамский музей намерен перехватить пальму первенства у экспозиции Маурицхёйса 1996 года, собрав на своей выставке, в которую войдет даже «Девушка с жемчужной сережкой», как минимум 24 картины нидерландского мастера из 35 дошедших до наших дней

Амстердамский Рейксмузеум готовит самую большую в истории выставку Яна Вермеера (1632–1675), которая должна состояться в 2023 году. На сегодняшний день крупнейшей выставкой мастера остается экспозиция 1996 года, организованная гаагским Маурицхёйсом, которая объединила 23 полотна художника.

Генеральный директор Рейксмузеума Тако Диббитс говорит, что надеется собрать на выставке «Ян Вермеер» 24 картины, а если получится, то и больше.

Учитывая, что до наших дней дошло всего 35 произведений нидерландского мастера, чтобы привезти любое из них к себе, Диббитсу понадобятся весомые аргументы.

Удивительно, но с момента основания в XIX веке и до сих пор Рейксмузеум — национальный музей Нидерландов, в собрании которого находится целых четыре работы Вермеера, — не организовал ни одного монографического показа этого художника. По мнению директора, отчасти это связано с тем, что они всегда уделяли основное внимание Рембрандту, в особенности с тех пор, как в их коллекцию вошел «Ночной дозор» (1642).

Выставка в Рейксмузеуме будет проходить с 10 февраля по 4 июня 2023 года. Обычно музеи не объявляют о своих планах задолго до их реализации, но на подготовку экспозиции Вермеера нужны годы.

Тако Диббитс уверен, что сейчас, спустя более четверти века после выставки в Маурицхёйсе, пришло время для новой ретроспективы. «Выросло новое поколение кураторов, которые задают другие вопросы и делают другие открытия», — говорит он.

Ян Вермеер. «Маленькая улица». 1657‒1658. Фото: Rijksmuseum Amsterdam/Google Art Project
Ян Вермеер. «Маленькая улица». 1657‒1658.
Фото: Rijksmuseum Amsterdam/Google Art Project

Так какие же картины Вермеера нам обещают показать? В число произведений из коллекции самого Рейксмузеума входят «Маленькая улица» (около 1658) и «Молочница» (1660). Долгие годы Маурицхёйс и Рейксмузеум считали друг друга соперниками в том, что касается нидерландской живописи золотого века. Но ставшая в минувшем году генеральным директором гаагского музея Мартин Госселинк, наоборот, всецело открыта к сотрудничеству и пообещала три картины, в том числе «Девушку с жемчужной сережкой» (1665). «Нам будет сильно ее не хватать, но без нее выставка Вермеера попросту немыслима», — полагает она.

В число экспонатов, которые выдадут во временное пользование Рейксмузеуму другие институции, также войдут «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657–1659, Дрезденская картинная галерея старых мастеров, Дрезден), «Женщина, держащая весы» (около 1664, Национальная художественная галерея, Вашингтон), «Дама, пишущая письмо, со служанкой» (около 1667, Национальная галерея Ирландии, Дублин) и «Географ» (1669, Штеделевский художественный институт, Франкфурт).

Ян Вермеер. «Географ». 1668–1669. Фото: Museo Städel
Ян Вермеер. «Географ». 1668–1669.
Фото: Museo Städel

Недавно к 35 произведениям, традиционно приписываемым Яну Вермееру, прибавилось еще одно — «Девушка за вёрджинелом» (около 1670–1672).

На протяжении почти всего ХХ века авторство мастера оспаривалось, но анализ, проведенный перед тем, как работу выставили на торги Sotheby’s в 2004 году, помог убедительно доказать ее атрибуцию, и полотно было продано за £16 млн. Его покупателем стал король казино Стив Винн, в 2008 году перепродавший картину Томасу и Дафне Каплан, владельцам частной нью-йоркской Лейденской коллекции.

Диббитс называет «Девушку за вёрджинелом» «завораживающей картиной», но считает, что ее нужно исследовать более тщательно. Запланированные работы немного отстали от графика из-за пандемии коронавируса.

Во время подготовки к выставке специалисты проведут технический анализ всех семи полотен Вермеера, находящихся в нидерландских коллекциях.

Как подчеркивает генеральный директор Рейксмузеума, «теперь у нас есть новые технологии, позволяющие заглянуть под красочный слой картин и узнать гораздо больше о том, как художник планировал и выстраивал их». В частности, возможности новых технологий продемонстрировала недавняя реставрация «Ночного дозора». А реставрация «Девушки, читающей письмо у открытого окна» помогла значительно углубить наши знания о Вермеере.

Ян Вермеер. «Концерт». 1663–1666. Фото: Wikipedia.org
Ян Вермеер. «Концерт». 1663–1666.
Фото: Wikipedia.org

Что стало бы самым замечательным дополнением амстердамской выставки? Конечно, картина «Концерт» (1663–1666), похищенная из бостонского Музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в 1990 году. И хотя шансы на ее обнаружение невелики, надежда все-таки есть. Если бы полотно нашли и вернули в экспозицию, это «было бы потрясающе», согласен Диббитс.

Параллельно с выставкой в Рейксмузеуме дань уважения своему самому знаменитому уроженцу отдаст родной город Яна Вермеера — Делфт. Музей Принсенхоф готовит выставку «Делфт Вермеера» (10 февраля — 4 июня 2023 года), которая дополнит контекст амстердамской ретроспективы.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+