18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самую большую в истории выставку Вермеера проведет Рейксмузеум в 2023 году

Амстердамский музей намерен перехватить пальму первенства у экспозиции Маурицхёйса 1996 года, собрав на своей выставке, в которую войдет даже «Девушка с жемчужной сережкой», как минимум 24 картины нидерландского мастера из 35 дошедших до наших дней

Амстердамский Рейксмузеум готовит самую большую в истории выставку Яна Вермеера (1632–1675), которая должна состояться в 2023 году. На сегодняшний день крупнейшей выставкой мастера остается экспозиция 1996 года, организованная гаагским Маурицхёйсом, которая объединила 23 полотна художника.

Генеральный директор Рейксмузеума Тако Диббитс говорит, что надеется собрать на выставке «Ян Вермеер» 24 картины, а если получится, то и больше.

Учитывая, что до наших дней дошло всего 35 произведений нидерландского мастера, чтобы привезти любое из них к себе, Диббитсу понадобятся весомые аргументы.

Удивительно, но с момента основания в XIX веке и до сих пор Рейксмузеум — национальный музей Нидерландов, в собрании которого находится целых четыре работы Вермеера, — не организовал ни одного монографического показа этого художника. По мнению директора, отчасти это связано с тем, что они всегда уделяли основное внимание Рембрандту, в особенности с тех пор, как в их коллекцию вошел «Ночной дозор» (1642).

Выставка в Рейксмузеуме будет проходить с 10 февраля по 4 июня 2023 года. Обычно музеи не объявляют о своих планах задолго до их реализации, но на подготовку экспозиции Вермеера нужны годы.

Тако Диббитс уверен, что сейчас, спустя более четверти века после выставки в Маурицхёйсе, пришло время для новой ретроспективы. «Выросло новое поколение кураторов, которые задают другие вопросы и делают другие открытия», — говорит он.

Так какие же картины Вермеера нам обещают показать? В число произведений из коллекции самого Рейксмузеума входят «Маленькая улица» (около 1658) и «Молочница» (1660). Долгие годы Маурицхёйс и Рейксмузеум считали друг друга соперниками в том, что касается нидерландской живописи золотого века. Но ставшая в минувшем году генеральным директором гаагского музея Мартин Госселинк, наоборот, всецело открыта к сотрудничеству и пообещала три картины, в том числе «Девушку с жемчужной сережкой» (1665). «Нам будет сильно ее не хватать, но без нее выставка Вермеера попросту немыслима», — полагает она.

В число экспонатов, которые выдадут во временное пользование Рейксмузеуму другие институции, также войдут «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657–1659, Дрезденская картинная галерея старых мастеров, Дрезден), «Женщина, держащая весы» (около 1664, Национальная художественная галерея, Вашингтон), «Дама, пишущая письмо, со служанкой» (около 1667, Национальная галерея Ирландии, Дублин) и «Географ» (1669, Штеделевский художественный институт, Франкфурт).

Недавно к 35 произведениям, традиционно приписываемым Яну Вермееру, прибавилось еще одно — «Девушка за вёрджинелом» (около 1670–1672).

На протяжении почти всего ХХ века авторство мастера оспаривалось, но анализ, проведенный перед тем, как работу выставили на торги Sotheby’s в 2004 году, помог убедительно доказать ее атрибуцию, и полотно было продано за £16 млн. Его покупателем стал король казино Стив Винн, в 2008 году перепродавший картину Томасу и Дафне Каплан, владельцам частной нью-йоркской Лейденской коллекции.

Диббитс называет «Девушку за вёрджинелом» «завораживающей картиной», но считает, что ее нужно исследовать более тщательно. Запланированные работы немного отстали от графика из-за пандемии коронавируса.

Во время подготовки к выставке специалисты проведут технический анализ всех семи полотен Вермеера, находящихся в нидерландских коллекциях.

Как подчеркивает генеральный директор Рейксмузеума, «теперь у нас есть новые технологии, позволяющие заглянуть под красочный слой картин и узнать гораздо больше о том, как художник планировал и выстраивал их». В частности, возможности новых технологий продемонстрировала недавняя реставрация «Ночного дозора». А реставрация «Девушки, читающей письмо у открытого окна» помогла значительно углубить наши знания о Вермеере.

Что стало бы самым замечательным дополнением амстердамской выставки? Конечно, картина «Концерт» (1663–1666), похищенная из бостонского Музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в 1990 году. И хотя шансы на ее обнаружение невелики, надежда все-таки есть. Если бы полотно нашли и вернули в экспозицию, это «было бы потрясающе», согласен Диббитс.

Параллельно с выставкой в Рейксмузеуме дань уважения своему самому знаменитому уроженцу отдаст родной город Яна Вермеера — Делфт. Музей Принсенхоф готовит выставку «Делфт Вермеера» (10 февраля — 4 июня 2023 года), которая дополнит контекст амстердамской ретроспективы.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+