Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном

Ян Вермеер. «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Около 1657–1659. После реставрации. Фрагмент. Фото: Gemäldegalerie Alte Meister, SKD/Wolfgang Kreische
Ян Вермеер. «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Около 1657–1659. После реставрации. Фрагмент.
Фото: Gemäldegalerie Alte Meister, SKD/Wolfgang Kreische

После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере

Стрела Купидона пронзила сердца ценителей искусства: Дрезденская картинная галерея старых мастеров впервые показала на своем сайте изображение отреставрированного полотна Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (около 1657–1659), на котором наконец-то полностью видна расчищенная фигура Купидона. Ее раскрытие настолько радикально изменило композицию одной из самых знаменитых работ мастера, что музей теперь говорит о «новом» Вермеере.

Картина находится в его собрании более 250 лет. Она была приобретена в коллекцию саксонского курфюрста Фридриха-Августа II в Париже в 1742 году и с тех пор является частью Дрезденской картинной галереи старых мастеров.

О существовании на полотне фигуры Купидона стало известно благодаря рентгенографии, проведенной еще в 1979 году, и инфракрасной рефлексографии, подтвердившей находку в 2009-м. Ранее считалось, что художник сам изменил композицию, записав «картину в картине». Но уже в начале большого реставрационного проекта, запущенного в мае 2017 года, реставраторы обнаружили, что слой краски, закрывающий обнаженного Купидона на стене, был нанесен другой рукой. При снятии лака XIX века реставраторы заметили, что «характеристики растворимости» краски в центральной части полотна, там, где долгие годы все видели только глухую стену за спиной девушки, иные, нежели на остальной поверхности картины.

Так картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» выглядела до реставрации. Фото: Gemäldegalerie Alte Meister, SKD/Wolfgang Kreische
Так картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» выглядела до реставрации.
Фото: Gemäldegalerie Alte Meister, SKD/Wolfgang Kreische

Дополнительное обследование, в том числе анализ в археометрической лаборатории (археометрия — научная дисциплина, определяющая возраст и происхождение объектов физико-химическими методами), позволило обнаружить между изображением Купидона и записью слои связующего вещества и загрязнения. Реставраторы пришли к выводу, что новый красочный слой был добавлен к полотну спустя несколько десятилетий после создания картины, а следовательно, сам Вермеер не мог записать Купидона. «Это самое сенсационное событие во всей моей карьере», — говорила в 2019 году, когда стало известно об открытии, старший реставратор музея Ута Найдхардт. По ее мнению, «теперь это совершенно другое произведение».

После того как слой записи аккуратно удалили скальпелем под микроскопом, композиция действительно радикально изменилась. Сегодня нет никаких сомнений в том, что девушка читает любовное письмо — раньше на это намекали разве что фрукты (яблоки) в вазе. Невидимая прежде картина с Купидоном занимает почти все пространство стены за ее спиной, делая композицию более активной и насыщенной, а героиня не кажется такой покинутой и одинокой.

Картина после реставрации. Фото: Gemäldegalerie Alte Meister, SKD/Wolfgang Kreische
Картина после реставрации.
Фото: Gemäldegalerie Alte Meister, SKD/Wolfgang Kreische

В сентябре преображенное полотно можно будет увидеть на большой выставке «Ян Вермеер. В отражении» в Дрезденской картинной галерее (10 сентября 2021 года — 2 января 2022 года). Всего в экспозицию войдет пять живописных работ художника, что делает ее одной из самых значительных выставок нидерландского мастера за последние годы (до нас дошло в общей сложности более 30 картин Вермеера). В числе выдающихся экспонатов, предоставленных сторонними институциями, — «Географ» (1669) из Штеделевского художественного института во Франкфурте, «Вид на дома в Делфте» («Маленькая улица») (около 1658) из Рейксмузеума в Амстердаме, а также «Дама, стоящая у вёрджинела» (около 1670–1672), на заднем плане которой изображена та же самая картина с Купидоном, — она приедет из Национальной галереи в Лондоне.

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
6
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
7
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Единственная в России ярмарка антиквариата открылась в Гостином Дворе с подзаголовком «Русский стиль» и делает акцент на искусстве оформления интерьеров, ее участниками стали мебельные, интерьерные и текстильные дизайнеры
23.11.2022
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+