18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном

После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере

Стрела Купидона пронзила сердца ценителей искусства: Дрезденская картинная галерея старых мастеров впервые показала на своем сайте изображение отреставрированного полотна Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (около 1657–1659), на котором наконец-то полностью видна расчищенная фигура Купидона. Ее раскрытие настолько радикально изменило композицию одной из самых знаменитых работ мастера, что музей теперь говорит о «новом» Вермеере.

Картина находится в его собрании более 250 лет. Она была приобретена в коллекцию саксонского курфюрста Фридриха-Августа II в Париже в 1742 году и с тех пор является частью Дрезденской картинной галереи старых мастеров.

О существовании на полотне фигуры Купидона стало известно благодаря рентгенографии, проведенной еще в 1979 году, и инфракрасной рефлексографии, подтвердившей находку в 2009-м. Ранее считалось, что художник сам изменил композицию, записав «картину в картине». Но уже в начале большого реставрационного проекта, запущенного в мае 2017 года, реставраторы обнаружили, что слой краски, закрывающий обнаженного Купидона на стене, был нанесен другой рукой. При снятии лака XIX века реставраторы заметили, что «характеристики растворимости» краски в центральной части полотна, там, где долгие годы все видели только глухую стену за спиной девушки, иные, нежели на остальной поверхности картины.

Дополнительное обследование, в том числе анализ в археометрической лаборатории (археометрия — научная дисциплина, определяющая возраст и происхождение объектов физико-химическими методами), позволило обнаружить между изображением Купидона и записью слои связующего вещества и загрязнения. Реставраторы пришли к выводу, что новый красочный слой был добавлен к полотну спустя несколько десятилетий после создания картины, а следовательно, сам Вермеер не мог записать Купидона. «Это самое сенсационное событие во всей моей карьере», — говорила в 2019 году, когда стало известно об открытии, старший реставратор музея Ута Найдхардт. По ее мнению, «теперь это совершенно другое произведение».

После того как слой записи аккуратно удалили скальпелем под микроскопом, композиция действительно радикально изменилась. Сегодня нет никаких сомнений в том, что девушка читает любовное письмо — раньше на это намекали разве что фрукты (яблоки) в вазе. Невидимая прежде картина с Купидоном занимает почти все пространство стены за ее спиной, делая композицию более активной и насыщенной, а героиня не кажется такой покинутой и одинокой.

В сентябре преображенное полотно можно будет увидеть на большой выставке «Ян Вермеер. В отражении» в Дрезденской картинной галерее (10 сентября 2021 года — 2 января 2022 года). Всего в экспозицию войдет пять живописных работ художника, что делает ее одной из самых значительных выставок нидерландского мастера за последние годы (до нас дошло в общей сложности более 30 картин Вермеера). В числе выдающихся экспонатов, предоставленных сторонними институциями, — «Географ» (1669) из Штеделевского художественного института во Франкфурте, «Вид на дома в Делфте» («Маленькая улица») (около 1658) из Рейксмузеума в Амстердаме, а также «Дама, стоящая у вёрджинела» (около 1670–1672), на заднем плане которой изображена та же самая картина с Купидоном, — она приедет из Национальной галереи в Лондоне.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
6
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+