18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера

Автор текста
Трейси Шевалье
Картина «Женщина в красной шляпе» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Женщина в красной шляпе» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства

Еще до открытия выставку Яна Вермеера в амстердамском Рейксмузеуме наградили слоганом, свойственным музейному блокбастеру: «самая большая в истории экспозиция работ Вермеера». И это чистая правда. Нидерландский художник за свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 43 лет, оставив вдове 11 детей и огромный долг) написал, по разным подсчетам, от 45 до 50 картин. Нам достоверно известно о 37 полотнах, хотя об атрибуции ряда из них эксперты продолжают спорить. В этой ситуации собрать вместе 28 работ Вермеера — уже чудо логистики и большое достижение организаторов амстердамской выставки.

Однако ее феноменальный успех, о котором свидетельствуют распроданные за два дня билеты на месяцы вперед, хвалебные отзывы критиков, все-таки зиждется не только на самом факте одновременного показа почти трех десятков работ одного из наиболее загадочных мастеров XVII века.

Афиша выставки Яна Вермеера на здании Рейксмузеума. Фото: Rijksmuseum
Афиша выставки Яна Вермеера на здании Рейксмузеума.
Фото: Rijksmuseum

Кураторы экспозиции Грегор Вебер и Питер Рулофс взяли за основу концепции принцип «лучше меньше, да лучше»: они не стали уменьшать пространство, предназначенное для временных выставок, или наполнять его искусственно произведениями современников Вермеера. Напротив, они повесили каждую картину так, чтобы вокруг нее было достаточно места, чтобы остановиться, замедлиться и как следует рассмотреть ее. Кроме того, посетители могут опереться на покрытые бархатом барьеры, чтобы поближе изучить такие шедевры, как «Вид Делфта» (1660–1661) и «Маленькая улица» (1658–1659).

Задача у дизайнера выставки, Жан-Мишеля Вильмотта, была не из простых: нужно было не только создать «декорации», в которых работы Вермеера смотрелись бы наиболее выигрышно, но и заранее продумать приемы, которые позволили бы развести потоки зрителей и защитить картины от толпы. Для этой цели были придуманы элегантные полукруглые балюстрады, образующие своего рода смотровую площадку перед каждой картиной.

Картина «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» в экспозиции «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» в экспозиции «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum

Цветовое решение экспозиции — сдержанное и одновременно эффектное: стены залов покрашены в темные, но не мрачные оттенки красного, синего и зеленого, интерьеры дополнены портьерами в тон, придающими экспозиции уместную театральность. Кураторам в союзе с дизайнером выставки удалось рассказать историю Вермеера, используя его собственную эстетику.

Экспозиция открывается двумя городскими видами, единственными образцами пейзажного жанра в творчестве Вермеера. Следующий зал посвящен ранним произведениям художника, в которых он осваивает принципы жанровой и мифологической живописи, еще вырабатывая собственную манеру. Но как только зритель переходит к «Девушке, читающей письмо у открытого окна» (1657–1658) и «Молочнице» (1658–1659), становится очевидно: это уже тот Вермеер, которого узнаешь издалека. Художник нашел идеальный размер для своих произведений, они меньше предыдущих, их цветовая гамма сгущается, а свет, выделяющий отдельные детали, становится более драматичным.

Картина «Молочница» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Молочница» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum

Главное же очарование полотен Вермеера — в его благоговении перед обыденностью, которое передается зрителю. Далее картины сгруппированы по сюжетам: женщины пишут и читают письма, принимают посетителей, музицируют.

Почти одновременно с грандиозной выставкой в Рейксмузеуме на родине художника, в Делфте, открылась камерная экспозиция, рассказывающая, по выражению ее куратора Давида де Хана, о «человеке, который стоит за знаменитыми картинами». «Делфт Вермеера» (до 4 июня) в Музее Принсенхоф объединяет более 100 объектов, связанных с жизнью художника, социально-экономическими условиями и художественной атмосферой города того времени. На выставке нет ни одного произведения самого Вермеера, но она предлагает познакомиться с его миром.

Этот музей как нельзя лучше подходит для такой задачи, поскольку располагается в старинном доме, по-видимому знакомом Вермееру. Один из трех залов выставки украшен потолочной росписью с музицирующими ангелами (1667–1669), созданной местным художником Леонартом Брамером, который оказал влияние на раннее творчество главного героя.  

Рейксмузеум
«Вермеер»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+