18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Почему «Троица» Андрея Рублева так важна для российской интеллигенции

Автор текста
Милена Орлова
главный редактор The Art Newspaper Russia
Кадр из фильма «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Фото: Киноконцерн «Мосфильм»
Кадр из фильма «Андрей Рублев» Андрея Тарковского.
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В атеистическом государстве, каким был СССР, произошла своеобразная сублимация, конверсия религиозных чувств: искусство и культура стали предметом поклонения, особым культом

Рассказывают, что сцену в фильме Андрея Тарковского «Солярис», где появляются «Охотники на снегу» Брейгеля, снимали вовсе не с оригинала картины (и это понятно: оригинал-то висит в Вене), а со специально увеличенной репродукции. Это не помешало советской интеллигенции так в картину влюбиться, не имея из-за железного занавеса ни малейшей возможности увидеть ее вживую, что спустя десятилетия, уже в наши дни, мы наблюдали настоящее паломничество русских туристов на большую выставку Брейгеля в венском Музее истории искусств, породившее даже шутливый мем «Брейгель — наш!».

Примерно такая же история произошла с другим фильмом Тарковского, «Андрей Рублев» (1966), который, как кажется, во многом способствовал особому почитанию именно этого иконописца, возникшему в интеллигентной среде. Конечно, историки искусства и раньше прекрасно осознавали ценность рублевских творений. Первая научная реставрация «Троицы» была проведена усилиями Игоря Грабаря в 1918 году, а в 1929-м икона попала в Третьяковскую галерею как безусловный шедевр. Уже после войны бригады советских реставраторов десятилетиями восстанавливали и иконы, и фресковые росписи в церквях и монастырях от Москвы до Пскова (и продолжают и сегодня свой труд).

Житийная икона Андрея Рублева, созданная В.О. Кириковым в советсткое время до канонизации иконописца. Фото: Музей им. Андрея Рублева
Житийная икона Андрея Рублева, созданная В.О. Кириковым в советсткое время до канонизации иконописца.
Фото: Музей им. Андрея Рублева

В 1947-м в полуразрушенном Спасо-Андрониковом монастыре, где иноком был Андрей Рублев и где он похоронен, был основан музей древнерусской культуры его имени. В 1955-м Московский Кремль, в связи с которым в летописях впервые упоминается Рублев, был открыт для посещения простыми трудящимися. В 1960-е годы интерес к русской истории и культуре принимает массовый характер. Молодые люди отправляются в походы по древним русским городам и монастырям. В 1967 году возникает концепция туристического маршрута «Золотое кольцо», Владимир (где сохранились фрески Рублева) включается в него в 1970-х, а в 1969-м выходит легендарная книга об иконах «Черные доски» Владимира Солоухина, знаменитыми становятся такие знатоки русской старины, как Илья Глазунов и Савелий Ямщиков.

На этом фоне появляется «Андрей Рублев» Тарковского. В нарисованной режиссером панораме Средневековой Руси особо чуткие зрители увидели не столько реконструкцию реальных исторических событий, сколько притчу о судьбе и предназначении художника, «опрокинутую» в прошлое. Сквозь распри, грязь, бедствия, жестокость властей, всю эту серую (фильм снят на черно-белую пленку) реальность художник должен прозреть божественную гармонию, создать нечто прекрасное. Появляющиеся в конце фильма цветные кадры звенигородского «Спаса» и «Троицы» возводили само искусство на пьедестал, придавали деятельности художника статус возвышенного. В атеистическом государстве, каким был СССР, произошла своеобразная сублимация, конверсия религиозных чувств, искусство и культура стали предметом поклонения, особым культом — люди стояли в очередях, чтобы «приложиться» к мировым шедеврам вроде «Моны Лизы».

Икона «Троица» в храме Христа Спасителя в день Святой Троицы. 4 июня 2023 г. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Икона «Троица» в храме Христа Спасителя в день Святой Троицы. 4 июня 2023 г.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Неудивительно, что главное произведение Андрея Рублева, его «Троица», стало не просто иконой, но культурной святыней, и это произошло гораздо раньше, чем монаха-иконописца канонизировала церковь (это случилось только в 1988 году). Вот почему современное культурное сообщество так настороженно относится к идее вернуть «Троицу» церкви. Ведь это настоящее чудо для интеллигентов. И не важно, как оно нам явилось: из репродукций в искусствоведческих альбомах (вопреки философу Вальтеру Беньямину, утверждавшему, что аура есть только у оригинала, современный опыт показывает, что тиражирование ее только увеличивает), через кадры фильма Тарковского или непосредственно в залах Третьяковки, — важно знать, что оно есть и ничто ему не угрожает. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+