18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Экоактивизм грозит катаклизмом: в Италии придумали, как с ним бороться

Экоактивисты движения Ultima Generazione осквернили монумент Виктору Эммануилу на площади Пьяцца-дель-Дуомо в Милане. Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/TASS
Экоактивисты движения Ultima Generazione осквернили монумент Виктору Эммануилу на площади Пьяцца-дель-Дуомо в Милане.
Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/TASS
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В Италии обсуждается законопроект, предусматривающий введение крупных штрафов за порчу памятников истории и культуры. Во многом он направлен против экоактивистов. Недавняя их акция нанесла серьезный урон памятнику Виктору-Эммануилу II в Милане

На заседании кабинета министров Италии 11 апреля было объявлено о планах накладывать пятизначные (от €10 тыс. до €60 тыс.) штрафы на тех, кто наносит ущерб культурным объектам. Ожидается, что эта мера будет легко принята и введена в действие правой администрацией премьер-министра Джорджи Мелони.

В сущности, законопроект направлен против климатических активистов и нерадивых туристов, действия которых обрели масштабы и форму настоящего катаклизма, охватившего всю Италию. В конце прошлого года экоактивисты облили розовой, синей и бирюзовой краской фасад оперного театра Ла Скала в Милане прямо накануне спектакля «Борис Годунов», которым открывался новый сезон. Цель — «заставить политиков, которые придут вечером на спектакль, вытащить головы из песка и вмешаться, чтобы спасти население от экологической катастрофы».

Участники движения Ultima Generazione. Фото: Alessandro Penso
Участники движения Ultima Generazione.
Фото: Alessandro Penso

Современному искусству тоже не повезло: в январе оранжевой краской вымазали постамент, на котором возвышается провокационная скульптура Маурицио Каттелана в виде руки с вытянутым вверх средним пальцем (L.O.V.E., 2010). А совсем недавно, в начале апреля, активисты окрасили в черный воду в римском фонтане Баркачча, сооруженном в XVII веке по проекту Пьетро Бернини, — этот жест символизировал приближение к «концу света».

За каждой из этих акций стоят участники движения Ultima Generazione («Последнее поколение»). Простые туристы тоже отличились: один решил покататься на мопеде по руинам Помпей, другой — на арендованном автомобиле Maserati по Испанской лестнице в Риме, и это лишь самые колоритные эпизоды из перечня, который можно продолжать и продолжать.

Участники движения Ultima Generazione окрасили в черный воду в римском фонтане Баркачча, сооруженном в XVII веке, — этот жест символизировал приближение к «концу света». Фото: Alessandro Penso
Участники движения Ultima Generazione окрасили в черный воду в римском фонтане Баркачча, сооруженном в XVII веке, — этот жест символизировал приближение к «концу света».
Фото: Alessandro Penso

Что касается экоактивистов, то обычно они действуют предусмотрительно, используя особую краску, которую легко удалить (впрочем, это тоже требует участия специалистов и привлечения больших средств, вплоть до десятков тысяч евро). Но в случае с памятником Виктору-Эммануилу II на главной площади Милана, Пьяцца-дель-Дуомо, что-то пошло не так. Девятого марта двое членов Ultima Generazione облили монумент ярко-желтой краской — с теми же свойствами, по их уверениям, что и всегда. После их задержания на место происшествия прибыли специалисты по уборке из миланского агентства по утилизации отходов Amsa, финансируемого городом. Они попытались очистить памятник с помощью струи воды под высоким давлением — и, по всей видимости, лишь зафиксировали распыленный пигмент.

Краска, выплеснутая экоактивистами на памятник Виктору-Эммануилу II в Милане, въелась при попытке ее счистить. Фото: Claudio Furlan/La Press via Zuma Press/Tass
Краска, выплеснутая экоактивистами на памятник Виктору-Эммануилу II в Милане, въелась при попытке ее счистить.
Фото: Claudio Furlan/La Press via Zuma Press/Tass

Теперь мэр Милана Джузеппе Сала обвиняет активистов по защите климата в том, что они покрыли статую стойкой краской, а эксперты, в свою очередь, обвиняют городской совет в том, что краска въелась в памятник еще сильнее при попытке ее счистить. Какой бы длинной ни была цепочка виноватых, это никак не влияет на тот факт, что статуе XIX века теперь потребуется сложная и дорогостоящая реставрация. «Со строительными лесами», как сообщил The Art Newspaper представитель городского совета Милана, очевидно намекая на то, что общий вид площади будет на некоторое время испорчен. Сообщается также, что городской совет может подать гражданский иск против протестующих. А если новый законопроект примут, то последствия для виновников будут куда более плачевными. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+